Утраченные интерьеры. Гатчинский дворец представил новые музейные проекты
Накануне открытия летнего сезона ГМЗ «Гатчина» представил публике необычный реставрационный проект и картины, «вернувшиеся с войны».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Парк выглядит свежим и ухоженным. Впервые он закрывался на просушку. Местным жителям пришлось на время отказаться от привычного короткого пути к вокзалу. Но результат стоил того, чтобы потерпеть временные неудобства.
Фасад центральной выходящей на плац части дворца закрыт строительными лесами. Любуясь дворцовыми интерьерами, посетители не догадываются, что реставрация многие годы - идеология и образ жизни «Гатчины».
Как говорит директор музея-заповедника Василий Панкратов, Гатчинский дворец в большей степени, чем другие пригородные резиденции, продолжает сохранять следы разрушений военного времени. Еще десять лет назад обсуждалось, стоит ли восстанавливать по большей части утраченные интерьеры. Идеи были разные, в том числе не создавать новоделы. Экскурсии водили по неотреставрированным залам.
Но в последние годы работы идут активно. Интерьеры восстанавливаются, а там, где ничего не сохранилось, воссоздаются. Дворец возвращает первоначальный вид. С 1985 года, когда он открылся, восстановлено около 30% залов. Для сравнения, первые посетители видели в 13 раз меньше отреставрированных помещений.
- Восстановить дворец полностью при нашей жизни вряд ли удастся, - считает Панкратов. - Некоторые помещения достойны того, чтобы сохранять тот вид, в котором находятся сейчас.
Речь идет о новом проекте музея в Чесменской галерее. Она считалась одним из лучших творений Винченцо Бренны, сумевшего в изогнутом пространстве на месте семи комнат, обращенных окнами в парк, создать торжественную декорацию. Пилястры, делившие стены галереи, украшали медальоны и лепные ликторские связки с секирами - атрибуты неограниченной власти. По сторонам от дверей размещались лепные композиции с изображением древнеримских доспехов и оружия. В центральной нише располагался камин красного мрамора с бронзовыми фигурами. Раму зеркала над ним венчал орел, раскинувший золоченые крылья.
Галерею именовали «Новой», «Золотой» и «Галереей к церкви». Окончательное название она получила во второй половине ХIX века из-за трех картин немецкого художника Якоба Гаккерта со сценами Чесменского морского сражения. Это были авторские копии полотен, украшавших Пикетный зал Большого Петергофского дворца.
Творение Бренны серьезно пострадало во время войны. Пожар 1944 года уничтожил деревянные перекрытия и кровлю, были разбиты статуи и лепные украшения. У посетителей был доступ в галерею, но ее состояние ухудшалось.
Год назад после долгих обсуждений специалисты КГИОП пришли к выводу, что Чесменскую галерею надо законсервировать в том виде, в котором она дошла до наших дней.
Музей решился на концептуальный проект, который дает представление об истории галереи и об утратах военного времени. Воссоздан не весь интерьер, а небольшой его фрагмент.
В полумраке светом выделены немногие сохранившиеся на стенах детали отделки. Кое-где лепнина и золочение на фоне штукатурки и голого кирпича. При входе на большом экране нон-стоп идут кадры документального фильма об освобождении Гатчины в январе 1944 года. В центре помещения фрагмент стены с окном, оформленным шторами из тюля и бархата, бронзовыми бра и зеркалами. Столик на небольшом кусочке паркетного покрытия. На противоположной стене проекция одной из утраченных картин Хаккера. Можно представить, как выглядела Чесменская галерея, запечатленная на дореволюционных снимках и акварели Э. Гау 1870-х годов. В планах музея использование в этом помещении современных технологий, возможно, воспроизведение утраченного великолепия в 3D.
Чесменская галерея - единственное помещение дворца, которое останется в нынешнем виде. Другие активно восстанавливаются. Буквально за дверью идут работы в Овальной комнате. Реставраторы вошли в Предцерковную комнату, в Китайскую галерею, готовится проект комнат Александра II в антресольном этаже Арсенального каре. Нынешним летом посетители увидят воссозданный интерьер комнат Николая I.
Можно было показать публике и огромный Арсенальный зал. Но этому мешает важная для Гатчины проблема: нет вещей для его заполнения. Из 54 тысяч предметов, находившихся во дворце до войны, осталось только шесть тысяч. Но все же кое-что возвращается.
На первом этаже Арсенального каре открылась выставка «Возвращенные полотна». Она представляет шестнадцать из пятидесяти двух картин исторического собрания Гатчинского дворца.
Эту коллекцию сообща создавали венценосные владельцы Гатчины. В нее входили портреты членов семьи Романовых, государственных деятелей России, зарубежных стран, представителей правящих европейских домов. Они висели в Китайской и Готической галереях Арсенального каре, с 1945 года считались утраченными.
Год назад портреты, обнаруженные в ходе оперативно-разыскных действий, вернулись в музей. Специалисты исследовали их, получили информацию об авторах работ и изображенных ими лицах. Реставраторы смонтировали полотна на постоянные подрамники, укрепили красочный слой.
Сохранилась довоенная опись коллекции с инвентарными номерами и фотофиксацией. Сравнение показало, что не все картины вернулись в формате, в котором были написаны. Так портрет короля Италии Виктора-Эммануила работы Джузеппе Саббиони из овального превратился в прямоугольный. Некоторые картины были обрезаны, на других замазаны инвентарные номера.
Теперь перед посетителями дворца предстали лица императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, великих князей Павла Петровича, Николая Павловича, эрцгерцога Фердинанта, адмирала Спиридонова... Дополняют выставку акварели Эдуарда Гау и фотографии с изображением интерьеров, в которых располагались портреты.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Читайте также о том, что под Гатчиной появится новый аэропорт.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6450) от 31.05.2019 под заголовком «Возвращение с войны».
Комментарии