Убедительные и победительные. Марина Ланда – о Музыкальном театре детей

На Новой сцене Александринского театра прошли выступления Музыкального театра детей. Название концертов - «От винта» - они получили благодаря песне из мультпроекта «Смешарики». Концерт, обозначенный его создателями как «рок-н-ролл для детей», больше походил на дружеские посиделки, во время которых авторы около 300 песен Марина Ланда и Сергей Васильев (лауреаты Национальной анимационной премии и Мюнхенского фестиваля за лучший саундтрек к кино «Теория заката»), а также их творческие дети активно общались со слушателями. Марина ЛАНДА рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, как важно, когда тебя понимают.

Убедительные и победительные. Марина Ланда – о Музыкальном театре детей | ФОТО Елены МУЛИНОЙ/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Елены МУЛИНОЙ/ИНТЕРПРЕСС

- Кто кого в вашем театре больше учит - взрослые детей или дети взрослых?

- Наш театр существует уже больше 25 лет. За это время в нем побывали сотни ребят. В фильме «Доживем до понедельника» гениально сказано: «Счастье - это когда тебя понимают». Надеюсь, что те, кто попадает к нам в театр, чувствуют именно так. Мы ведь принимаем ребят даже не за голоса, а за выразительные глаза.

Мы очень радуемся успехам наших учеников, но не ставим целью делать из них профессиональных артистов, хотя и их среди выпускников немало. Это, конечно, очень приятно, но главное, что мы все дружим, выпускники приходят уже со своими детьми - вот такой круговорот дружбы и творчества!

- Как ваш театр существует в наше экономически суровое время?

- У нас есть серьезная поддержка - мы несколько лет получаем субсидии на постановку спектаклей от комитета по культуре. И еще коллектив очень востребован - деньги, получаемые за выступления, идут в бюджет театра. Ребята этим очень гордятся - сами заработали на костюмы или дорогу. Бывает, что помогают театру общественные деятели, артисты.

А вообще театр непросто существует. Особенно если принять во внимание, что занятия все эти годы проходят бесплатно. С самого начала важно было отбирать тех, кто «годится», вне зависимости от того, могут или не могут за них заплатить родители. Наши выпускники занимаются с ребятами бесплатно, как и мы... Так что для нас это в полном смысле некоммерческое предприятие. Конечно, мы мечтаем о собственном доме. Постоянной площадки у нас нет.

- Судя по всему, эта работа приносит вам удовольствие.

- Огромное! Я и Сергей Васильев, кроме того что музыканты, еще и педагоги. Мой папа - заслуженный учитель России, так что в моем случае это наследственное. Папа до сих пор встречается со своими студентами, они собираются вместе, чтобы петь. А моя бабушка - одесситка, как и дедушка, от них у меня и любовь к свободе, и чувство юмора. Во мне всю жизнь борются одесская морская девчонка и наследница интеллигентной мамы-ленинградки. Мама, к слову, тоже поет. Я с детства росла во взрослой компании, где все время пели самые разные песни. С дедушкой мы пели и «С одесского кичмана», и «Есть город, который я вижу во сне», все песни Утесова. И никогда не было такого, что «ой-ой-ой, это нельзя при ребенке!». Азарт в данном случае важнее. Мы с детьми поем песни Утесова и Высоцкого.

Исполняя песни Андрея Петрова на традиционных концертах, мы каждый раз придумываем что-то неожиданное. Песня «Кондуктор трамвая» не исполнялась тридцать лет, а прозвучала в исполнении наших девчонок современно и пронзительно. Знаменитый «Вальс» из фильма «Берегись автомобиля» придуман как разговоры, сплетни девчонок (в финале поет правнучка Андрея Павловича, - она сейчас занимается в нашем театре). Андрей Петров был очень современным и остроумным человеком и любил новый взгляд на свои песни.

Таким же был Исаак Шварц. Как-то я приехала к нему, чтобы показать диск с записью спектакля «15 старых чемоданов и одна страна», в котором звучали песни Дунаевского, Соловьева-Седого и Булата Окуджавы. Он наотрез отказался смотреть, так как считал, что дети не могут петь песни Окуджавы. Уезжая, я попросила его жену уговорить Исаака Осиповича посмотреть спектакль. Через день позвонил Шварц и сказал: «Это убедительно и победительно...».

Вообще спектакль «15 старых чемоданов» это наша «Чайка» - через него проходят все ребята нашего театра.

- Кто режиссирует ваши песни?

- Сергей Васильев, ученик Зиновия Яковлевича Корогодского. Идея может рождаться и у меня, но мы ее обязательно обсуждаем с ребятами - это тоже наш принцип. Все решается исключительно коллегиально.

Недавно мы уже в шестой раз открывали песнями Окуджавы юбилейный фестиваль Владимира Спивакова в Москве. Кроме спектакля «15 старых чемоданов» у нас есть еще несколько постановок в жанре «Зримой песни». Так о многом хочется рассказать! Среди прекрасных музыкантов, с которыми в работе соединяла судьба, есть Дмитрий Бюргановский, композитор и аранжировщик, с ним мы сделали несколько полных метров «Смешариков» и многие другие мультфильмы. А Митя Максимачёв - руководитель Большого Stereофонического оркестра - композитор и звукорежиссер, с которым мы записали диск по песням «Летающих зверей». Есть еще прекрасные музыканты «Смешбенда»... Все они - наши абсолютные единомышленники.

- Вы прекрасно справляетесь с ролью Мэри Поппинс в кругу прекрасных детей, но, признаюсь, вас хочется слушать и сольно. Сегодня ваша интонация нужна зрителю. Могла бы быть востребована.

- Спасибо мультфильмам, я пою много песен совершенно разных жанров - фолк, джаз, лирические романсы. Никогда не забуду, как на гала-концерте Хорового фестиваля в Александринском театре села к роялю - и весь зал запел вместе со мной все эти «старые песни о главном». Я сидела за роялем и плакала от счастья. Ведь это же счастье, когда тебя понимают!

#театр #музыка #дети

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (6609) от 23.01.2020 под заголовком «Убедительные и победительные».


Комментарии