Творческие коллективы Петербурга обеспокоены новыми ограничениями
С 1 декабря в театрах и кинотеатрах разрешено заполнять только четверть зала. Измерение температуры при входе, маски, которые нельзя снимать в течение всего спектакля. Перчатки из целлофана, лежащие на входе во многих театрах... Они, кстати, шуршат при малейшем движении и нервируют соседей, внимающих спектаклю или фильму.
Фото Александра Демьянчука/ТАСС
К этому многие уже привыкли и даже маски научились подбирать по цвету к нарядным платьям или туфлям. Но сейчас, когда вторая волна коронавируса грозит превратиться в цунами, власти Петербурга вводят новые ограничения.
В первый месяц зимы, на который всегда выпадало самое большое число премьер, фестивалей, предрождественских праздников, в театры и концертные залы смогут попасть далеко не все желающие. По решению властей с 1 декабря количество зрителей в зале не должно превышать 25 процентов. Разрешено нарушить квоту только в том случае, если билеты были проданы до 18 ноября.
Театралы обеспокоены. Не получится ли так, что театры, которым надо как-то выживать, принесут в жертву дешевые билеты? И, скажем, «Щелкунчики», бывшие непременной частью новогодних детских праздников во многих петербургских семьях, станут окончательно недоступны для большинства...
Но есть ли другой выход в нынешней ситуации?
Какова она, эта ситуация, там, за кулисами, за дверями зрительных залов? За ответами на все эти вопросы мы обратились к представителям творческих коллективов.
Юлия СТРИЖАК, директор театра Мюзик-холл:
– Конечно, мы будем выполнять распоряжение. Хотя очень жаль, что к нам не попадут все желающие, особенно на наш традиционный новогодний концерт 31 декабря. Есть зрители, которые привыкли провожать старый год в нашем театре, слушая любимые арии в исполнении любимых артистов. Вероятно, мы продолжим онлайн-трансляции.
Мы будем продолжать работать, пока есть такая возможность. Ведь опыт карантина показал, что самое страшное для артистов – невозможность играть спектакли для зрителей. Работать даже в таких условиях лучше, чем вообще не выходить на сцену.
Сергей ШУБ, генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом»:
– Полагаю, каждый театр имеет право самостоятельно решить – продолжать ли работать или закрыться до лучших времен. В нашем зале тысяча мест. Конечно, мы сможем продолжать жить, вернее выживать, и при 25 процентах – у нас остается примерно 200 мест. Но есть театры небольшие. Например, «Приют комедианта», где всего 200 мест. Или «Мимигранты» с залом на 46 мест. Как им быть в нынешней ситуации? Разрешенные 25 процентов зрителей сделают работу подобных театров нерентабельной.
Мы будем работать. И будем не только выплачивать артистам зарплату, но и доплачивать им до «прожиточного минимума», так как оклад артиста невелик. Конечно, придется многое корректировать. Сейчас ведем переговоры с приглашенными звездами о временном сокращении гонорара. Возможно, добавим в расписание дополнительный день, когда не будет спектакля, лишь репетиции. Артисты должны оставаться в форме, режиссеры – думать о новых постановках.
Владимир КАНТОР, заведующий литчастью театра «Суббота»:
– Наш театр – камерный. В зале помещаются всего сто человек. По новому постановлению, теперь предписывают играть, скажем, «Вещь» – нашу премьеру по «Бесприданнице» Островского – на четверть зала, то есть на 25 зрителей. В вагоне метро больше людей помещается! Есть у нас и другие сценические площадки – «Второй этаж», «Флигель», там мы показываем экспериментальные спектакли для 20 зрителей, как, например, спектакль «Леха», недавно получивший премию «Золотой софит» и включенный в лонг-лист «Золотой маски». 25% от 20 зрителей – 5 человек. Почти как в анекдоте: «На сцене – три сестры, в зале – дядя Ваня».
В нынешней сложной и истерической атмосфере искусство не только развлечение, но и способ нормальной социализации после локдауна, арт-терапия, которая реально способна снимать напряжение в обществе.
Светлана ЛАВРЕЦОВА, директор ТЮЗа им. Брянцева:
– Театр сегодня – то место, где все правила безопасности соблюдаются больше, чем где-либо. У нас каждому зрителю на входе измеряют температуру, везде стоят антисептики, капельдинеры следят за тем, чтобы зрители были в масках. Коллектив театра проходит регулярное тестирование.
Дети ждут новогодних представлений, а в новых реалиях далеко не все смогут посмотреть долгожданную сказку. Дети остаются без праздника. Кроме того, с 3 по 9 декабря в нашем театре пройдет XXI фестиваль «Радуга». И жаль, что далеко не все желающие смогут увидеть лучшее, что существует сегодня в российском театре.
Людмила ГРИГОРЬЕВА, директор кинотеатра «Аврора»:
– В нашем большом зале 600 мест, четверть из них – 150... Ущерб? Да. Но больше зрителей сейчас и не приходят на репертуарные фильмы. Только на классику, если показывают, например, картину Феллини, может быть много желающих. Старшее поколение перестало ходить в кино, люди справедливо опасаются. А те, кто приходит, – молодые, очень дисциплинированные, понимающие, все правила соблюдают. Так же, как соблюдаем их и мы – у нас везде санитайзеры, каждые два часа зал убирают, все в масках...
Трудно сейчас представить, что будет дальше, как изменятся кинотеатры, как будет выглядеть репертуар. Но жесткие меры считаю правильными: это же делается для того, чтобы люди берегли себя и других, поменьше выходили на улицу, меньше ездили в транспорте. Что же делать, если вирус воюет с человечеством?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (6815) от 27.11.2020 под заголовком «В зале — три сестры».
Комментарии