2Vtzqv4Hz9U

Цифровые соблазны «Руслана и Людмилы»: какими увидели героев оперы-сказки зрители в Музыкальном театре Карелии

В Музыкальном театре Карелии опера «Руслан и Людмила» Михаила Глинки в постановке молодого режиссера Анны Саловой предстала перед зрителями в необычном облике. Художник Маргарита Юфа создала для спектакля новые эскизы декораций, а специалисты по медиатехнологиям Даниил Бакалин и Михаил Ушинин оживили их при помощи новейших компьютерных программ и нейросетей.

Цифровые соблазны «Руслана и Людмилы»: какими увидели героев оперы-сказки зрители в Музыкальном театре Карелии | ФОТО предоставлено пресс-службой Музыкального театра Карелии

ФОТО предоставлено пресс-службой Музыкального театра Карелии

Не самая завидная сценическая судьба «Руслана и Людмилы» Глинки в России (не говоря о мире) с момента премьеры в 1842 году в Петербурге была связана не только с прохладной оценкой Николая I. Проблема кроется в трудностях жанровой идентичности, определяющей, что в этой опере важнее: волшебная и ироническая пушкинская составляющая, этнографическая самобытность, которую интенсивно вписал в нее Глинка, или метаморфозы национального мифа. Вплоть до 1904 года каж­дая следующая постановка этот вопрос решала с разной степенью успешности, пока не сошлись на стилизации «а-ля рюс» в духе эстетики русского модерна, увековеченной художниками-декораторами Коровиным и Головиным.

На сцене Музыкального театра Карелии опера Глинки впервые появилась в ноябре 2023 года. В Петрозаводске на «преданья старины глубокой» предложили новый современный взгляд. Изначально на берегу Онежского озера постановка в рамках проекта «Открывая оперу» мыслилась намного скромнее и короче, чем в итоге получилось. До четырех с половиной часов в Петрозаводске дело не довели: спектакль там длится в два раза меньше, чем в Мариинском театре, но все важные сюжетные линии сохранены и не оставляют впечатления дайджеста.

Молодой режиссер Анна Салова вместе с командой сверстников — художником-постановщиком Полиной Беловой и художником по свету Лейлой Мухаматгалиевой — очистила произведение от всего сказочного, придав ему черты стильных лаконичных интерьеров в духе сериалов об «истории одной большой семьи». Не скрывая своего преклонения перед стилем оперного режиссера Дмитрия Чернякова, Анна ориентировалась на упрощение и снижение пафоса. В результате в спектакле сложилась атмосфера любительских домашних радостей.

Действие начинается через несколько лет после свадьбы героев — в прологе Руслан с Людмилой представлены родителями двух милых разнополых деточек, разглядывающих во время застолья огромную книгу со сказками Пушкина, картинки которой оживают на сцене.

Но, начав выстраивать одну логику развития (несерьезную игру в сказку во время выходной каватины Людмилы в расшитом кокошнике), режиссер уже в переломном моменте оперы — похищении Людмилы — как будто потерялся, не разобравшись, а что с ней делать дальше. Самая недовольная участница посиделок — Наина — захлопнула гигантскую книгу сказок, вытащила откуда‑то большой цветок и «околдовала» им всех. А Руслан, словно кэрролловская Алиса, попал в условное иномирное измерение в виде окутанной бутафорским дымом расщелины в высокой декорационной конструкции, изображающей гору.

Все дальнейшее повествование получилось очень странным сном Людмилы, прошедшей испытания буллингом девиц, завидующих ее красоте, и насилием свиты Черномора, угостившей ее «лечебным» чаем. Самыми несуразными получились сцены с Русланом на мертвом поле. Он без капли усилий вытащил из унылого камня свой деревянный «волшебный» меч и бессмысленно держал его, распевая знаменитое «Дай, Перун, булатный меч».

С самого начала создатели спектакля в поисках новых выразительных возможностей современного оперного спектакля экспериментировали с диджитал-технологиями. И тут все тоже произошло как в сказке, когда самое важное случается «в третий раз». После спорных и по большей части беспомощных предыдущих попыток двух молодых постановочных тандемов придумать ассоциативный видеоряд к «Руслану и Людмиле» в третий раз «невод закинула» Маргарита Юфа, сочинив свои эскизы. Дочь знаменитой Тамары Юфы (создавшей, в частности, выразительные иллюстрации к эпосу Калевала), Маргарита нарисовала мирные уютные детские картинки в разных текстурах: нежном карандашном, угловатом графическом, дизайнерском… А видеохудожники Даниил Бакалин и Михаил Ушинин перевели эти эскизы в цифровой формат.

Что касается незыблемых театральных констант, очевидно, что в Карельской опере это солисты, готовые к любым художест­венным вызовам. Они исполнили оперу с высокой степенью азарта. Более того, все оказались на своих местах — и роскошная Наина Елены Полиенко (на чьем фирменном стиле растут новые поколения артистов), и уморительный Фарлаф баса Александра Ватолкина.

Руслан Юрия Заряднова в этой постановке больше наделен полномочиями рефлексирующего интеллигента, нежели храброго витязя, и бас артиста с поставленной задачей блистательно справился. У дирижеров Михаила Синькевича и Владимира Кулагина есть роскошь выбирать между тремя Гориславами, одна другой обольстительнее, — Дарьей Батовой, Натальей Ландовской и Александрой Авериной. Не говоря уже о Людмилах, которых в труппе также три и каждая уникальна в своем исполнительском стиле — Александра Королева, Анна Луканова и Эльвина Муллина.

Читайте также:

В «ЛДМ. Новая сцена» ароматизирован музыкально-драматический спектакль по роману Патрика Зюскинда «Парфюмер»

В театре «За Чёрной речкой» состоялась премьера спектакля Марии Мирош «На грани кабаре»


#опера #театр #Карелия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (7805) от 03.12.2024 под заголовком «Цифровые соблазны «Руслана и Людмилы»».


Комментарии