Триумф Монферрана. Петербург вспоминает своего великого зодчего

23 января исполнилось 235 лет со дня рождения архитектора Анри Луи Огюста Рикара де Монферрана, родившегося в предместье Парижа Шайо, а умершего в Санкт-Петербурге. Он известен в России и прежде всего в Петербурге как автор двух важнейших для города памятников – Исаакиевского собора и Александровской колонны.

Триумф Монферрана. Петербург вспоминает своего великого зодчего | ФОТО Public Domain

ФОТО Public Domain

А началось все в Париже, когда туда триумфально вошли российские войска во главе с императором Александром I, победившие Наполеона. Молодой архитектор преподнес Александру «Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I». Был там, в частности, и проект «Колонны в честь всеобщего мира».

Император запомнил его, и вскоре Огюст Монферран получил приглашение приехать в Россию. И он решился. В Петербург прибыл в 1816 году и прожил здесь сорок лет, работая при трех императорах.

В это время как раз искали архитектора для строительства собора Святого Исаакия Далматского. В конкурсе участвовали блистательные зодчие – Воронихин, Стасов, Кваренги... Но императору все не нравилось. Монферран приехал как раз вовремя. Работу по возведению грандиозного собора поручили молодому французу. Закладка собора состоялась в 1819 году. Освящен же он был в 1858-м.

Исаакий огромен и величествен, его можно поставить в один ряд с самыми великими церквами мира, будь то собор Святого Петра в Риме или Святого Павла в Лондоне.

Хоровод из 24 ангелов появился под куполом в 1839 году. Их создал немецкий скульптор Иосиф Герман. Вес каждого – полторы тонны, но снизу эти хранители города кажутся невесомыми. Стоя на высоте 60 метров, стражи Петербурга не могут спрятаться от сильного ветра и непогоды. В 2010-е годы прошла реставрация ангелов, чьи фигуры буквально съела ржавчина. Особенно пострадали крылья из тонкослойной меди.

Как часто бывает, новая постройка поначалу не вызвала всеобщего восторга. Собор сравнивали с чернильницей. Если он действительно чем-то и напоминает старинный чернильный прибор, то пишет с его помощью не иначе как сам Господь Бог.

Огромная тяжеловесная махина каким-то чудом кажется воздушной. Особенно летом, в белые ночи, или зимой, когда словно тонет в морозном мареве или, кажется, парит над землей, кружась в клубах метели.

Петербуржцы любят Исаакий. Сейчас в самые значимые православные праздники здесь проходят церковные службы. В другое время – экскурсии, концерты. Совсем недавно, в старый Новый год, например, здесь вспоминали великую русскую певицу Елену Образцову, звучали оперные арии. Чаще всего здесь исполняют духовную музыку.

Вторая знаменитая работа Монферрана – Александровская колонна на Дворцовой площади, возведенная по приказу Николая I как память о славной победе России над Наполеоном.

Монферран, по его собственным словам, вдохновлялся колонной Траяна в Риме, которую считал «прообразом самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде». А также знаменитой колонной Наполеона, стоящей на Вандомской площади в Париже. Наша превосходит по высоте не только наполеоновский памятник, но и все триумфальные колонны в мире.

Чтобы поднять этакую махину весом 700 тонн, потребовалось почти два часа, 2000 солдат и 400 рабочих. А также талант выдающегося инженера Бетанкура, по проекту которого были сооружены леса и создана сложная колесная конструкция. За подъемом и установкой колонны с восторгом наблюдали 10 тысяч человек, среди которых было много иностранных гостей.

Одним из свидетелей того, как гигантская колонна сначала медленно, под наклоном, стала подниматься, потом оторвалась от земли и встала на свое место, был русский поэт Василий Жуковский, который назвал это двухчасовое зрелище «великолепным, единственным в мире». Император Николай I поздравил архитектора и, по легенде, сказал ему: «Монферран, вы себя обессмертили!». И щедро наградил. Архитектор стал богатым человеком.

«Величественный колосс» стоит без дополнительных опор и держится только силой своей тяжести. Сейчас петербуржцы бесстрашно прогуливаются вблизи колонны. Привыкли. А вот в первые годы после установки многие побаивались проходить мимо: вдруг упадет? Но колонна не упала даже во время Великой Отечественной войны, когда она была повреждена осколками многочисленных снарядов.

Не так давно Александровскую колонну проверили на прочность, смоделировав с помощью современных технологий землетрясение в шесть баллов. Она устояла.

Долгое время за Александровской колонной следил Музей городской скульптуры. Однако Эрмитаж добивался передачи колонны в его ведение, мотивируя это тем, что так легче будет обеспечить охрану памятника от вандалов. Наконец, осенью 2009 года Министерство культуры РФ издало соответствующий приказ. Александровскую колонну передали в ведение Эрмитажа. Директор музея Михаил Пиотровский назвал ее «образцом элегантности в архитектуре».

Монферран построил в Петербурге и несколько особняков. Пожалуй, самый известный – так называемый Дом со львами. Он был построен в 1814 – 1825 годах для жены флигель-адъютанта Александра I княгини Клеопатры Лобановой-Ростовской. Парадное крыльцо дома украсили львы из каррарского мрамора работы итальянского архитектора Паоло Трискони. На одном из этих львов спасался во время наводнения герой поэмы Пушкина «Медный всадник» Евгений.

В 1820-х годах особняк Лобановых-Ростовских был продан в государственную казну и в дальнейшем передан Военному министерству.

В советские годы в доме поочередно располагались Военно-политическая академия имени Толмачева, Аэромузей. Что совсем уж странно – общежития, мастерские Электромеханического завода. И, наконец, школа. Это была одна из немногих школ, работавших в блокаду в осажденном городе. После войны в Доме со львами располагался проектный институт. А сейчас здесь находится фешенебельный отель.

Как и многие архитекторы той поры, Монферран занимался и, как сказали бы сейчас, дизайном. В музеях Петербурга хранится созданная по его проектам мебель. Например, золоченый стол с зеркальной столешницей, выполненный «в ренессансном вкусе» (его можно было увидеть летом 2018 года на выставке в манеже Малого Эрмитажа). Блестяще образованный, знаток исторических стилей, тонкий стилист, Монферран создавал эскизы мебели для императорской семьи, а изготавливали ее в мастерской братьев Гамбс.

Огюст Монферран умер спустя месяц после освящения Исаакиевского собора. Словно его миссия на этой земле была закончена и его уже ничего здесь не держало. Он просил похоронить его в этом соборе, которому отдал полжизни, в одном из последних сводов. Но император Александр II не дал разрешения – Монферран был католиком. По зодчему лишь отслужили панихиду в соборе, а потом трижды обнесли гроб с его телом вокруг величественного храма. Потом вдова Монферрана увезла покойного в Париж, где похоронила на Монмартрском кладбище.

А мы здесь, в Петербурге, до сих пор вспоминаем об Августе Августовиче (как называли его в России) с благодарностью.

#архитектура #зодчество #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (6849) от 25.01.2021 под заголовком «Триумф Монферрана».


Комментарии