«Триада Эрдмана». Три постановки на сценах петербургских театров

В 2013 году режиссер Владимир Туманов поставил на Малой сцене Театра на Васильевском биографическую драму «Проклятая любовь». Темой постановки стали взаимоотношения драматурга, сценариста и комедиографа, фантастически талантливого остроумца Николая Эрдмана и актрисы Ангелины Степановой. Пьесу о семилетнем (1928 – 1935) романе двух ярких людей эпохи большого террора написала Татьяна Москвина. В 2016-м режиссер Александр Строев поставил в театре «Буфф» грандиозный по масштабу сценических решений спектакль «Пиф-паф!» по пьесе Эрдмана «Самоубийца». И вот на днях, между двумя пиками большого карантина, театр «На Литейном» выпустил премьеру спектакля «Мандат», поставленного режиссером Денисом Азаровым по одноименной пьесе Николая Эрдмана.

«Триада Эрдмана». Три постановки на сценах петербургских театров | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

С «Мандата» 100 лет назад, в 1920-м, и началась громкая слава Эрдмана-драматурга. На читках пьесы рыдали от смеха Луначарский и Станиславский. Аккуратный в похвалах Максим Горький говорил о ней в превосходной степени. На момент создания «Мандата» автору было чуть больше 19 лет.

Московский режиссер Денис Азаров сделал в Петербурге все по-московски. Никаких долгих подходов к теме, никаких получасовых интродукций. История о псевдолюдях, лже-императрице и ненастоящем патриотизме в бешеном темпе стартует на второй реплике и держится на максимуме до конца второго действия. Буффонада (это когда одно недоразумение или ошибка восприятия порождает следующий поворот сюжета) подкреплена плакатным, без полутонов, актерским решением персонажей.

На своем месте эрдмановская-гоголевская «мертводушность» персонажа, что так смешила Луначарского со Станиславским. Из 21 выходившего на поклоны персонажа положительным героем, да и то с оговорками, можно считать разве что служанку Настю (Кристина Шелобкова). Что главное действующее лицо Павел Гулячкин (Евгений Тележкин), сам себе выписавший всесильный мандат, что его маменька Надежда Петровна (Тамара Шемпель), что сестрица Варвара (Кристина Убелс), что остальные 17 совграждан... Коммунальный сосед, перспективный жених для Варвары, уличные музыканты или особа, приближенная к императору, – с легкими биографическими отклонениями все они – про античеловеческую сущность мещанства, про зловещую «подкладку» благопристойных с виду поедателей кулебяк и расстегаев. Ради комфортного социального обустройства в новых обстоятельствах они готовы на все. Чтобы не оставить это «все» неосязаемой метафорой, режиссер раздает персонажам легкое стрелковое оружие. И оно успешно стреляет.

Еще «стреляет» в цель режиссерское решение вынести все многофигурное действие «Мандата» в «плохое» место, в необитаемую часть большой столичной квартиры. Это неназываемое пространство – то ли прихожая, то ли широкий коридор, заставленный разномастной мебелью. Нормальный человек не сможет провести в этом энергетически неуютном месте и пяти минут. А герои «Мандата» сюда стремятся, здесь живут и намерены прожить еще очень долго.

Чтобы добиться эффекта обитаемого простенка, пришлось оставить всего метр от сценического пространства и скрыть весь жизненный объем сцены за фальшстеной с тяжелым гобеленовым рисунком. В последнем эпизоде спектакля выяснится, что эта глухая стена – тонкая и проницаемая, сквозь нее легко пробьется короткий квазидокументальный «мультик» из тех наганово-маузеровых времен.

В спектакле явно не хватило острохарактерной музыки и более глубокой развитой шумовой партитуры. В этом смысле «Мандат» избыточно минималистичен, приметы эпохи сосредоточены в костюмах и гриме. Однако таковы производственные реалии XXI века, что предательский исторически недостоверный полиэстер вылезает из всего, что не прибито к стене или не является частью декорации.

Впрочем, не это главное. Премьера в театре «На Литейном» дает законченный симфонический вид эрмановской театральной «триаде» из биографической «Проклятой любви», самоубийственного «Пиф-пафа!» и едкого, местами издевательского, «Мандата». Смотреть ее можно как в порядке появления самоценных частей на театральных подмостках Петербурга, так и по хронике жизни самого Эрдмана. В 1924-м на сцене появился «Мандат», в 1928-м – «Самоубийца». В 1933-м сценариста Николая Эрдмана арестовали прямо на съемках комедии «Веселые ребята» в городе Гагры и сослали в глухую провинцию. Он прожил до 1970-го и всегда был творчески активен. Но пьес больше не писал.

#спектакль #театр #пьеса

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (6808) от 18.11.2020 под заголовком ««Триада Эрдмана»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?