Главная городская газета

Топор для вождя

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Павловск приглашает за «Императорским букетом»

Ежегодный красочный фестиваль – визитная карточка летнего Петербурга. В этом году он пройдет 21-22 июля и будет посвящен 100-летию музейной жизни бывшей резиденции императорского дома Романовых. Читать полностью

В Петербурге отметят юбилей Маяковского

21 июля на разных площадках библиотеки им. Маяковского пройдут праздничные мероприятия, посвященные юбилею неординарного поэта.  Приглашаются все ценители его таланта. Читать полностью

Во дворе Манежа появилась капелла из покрышек

Инсталляция поражает своей необычностью. Таким оригинальным способом создатели привлекают внимание к проблемам экологии.
Читать полностью

Петербург вспоминает Алексея Германа-ст. киномарафонами

Кинорежиссеру Алексею Герману исполнилось бы 80 лет. В киноклубе «Ленфильм» 20 июля состоится показ кинокартин о мастере, на которые сможет прийти каждый. Читать полностью

Хмелита: неизвестный памятник русского барокко

Своей известностью усадьба обязана роду Грибоедовых. Почти два века она принадлежала одной фамилии. Взглянем на неё подробнее. Читать полностью

Блокбастер «Конек-Горбунок» снимают в Петербурге

Стихотворную детскую сказку ждет преображение. Создатели кинокартины обещают высококачественную компьютерную графику и звездный состав. Читать полностью
Реклама
Топор для вождя | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В разнообразном потоке из сотен выставок, посвященных 100-летию русской революции, проект Пушкинского Дома (ИРЛИ) «По обе стороны добра и зла: интеллигенция и революция 1917 года» явно не потеряется.

В скромном пространстве одного зала Пушкинский Дом при помощи бюро по созданию выставок «Арт Терра» выстроил насыщенное и одновременно легко воспринимаемое повествование-размышление о событиях 1917 - 1921 годов, рассказанное его участникам в литературных произведениях того времени, документах, письмах, дневниках.

Рукописный отдел Пушкинского Дома предоставил автографы и документы, Литературный музей - визуальный ряд, библиотека - книги. Филолог Олег Николаев из «Арт Терры» подобрал произведения писателей и поэтов - свидетелей исторических событий.

В качестве эпиграфа к выставке использована публичная дискуссия Александра Блока, который в 1918 году в статье «Русская интеллигенция и революция» призывал слушать «музыку революции», и отклик на этот текст Ильи Эренбурга, который в своей статье «Интеллигенция и революция» критиковал большевиков. По иронии судьбы, Блок вскоре разочаровался в происходящем, а Эренбург стал успешным советским литератором.

Второй эпиграф - цитата из дневника Владимира Короленко, знаменитого в ту пору писателя, возмущенного расстрелами юнкеров без суда, и реакция на эти события Александра Вертинского, который сочинил романс «То, что я должен сказать». Как антивоенная песня он популярен до сих пор. По легенде, Вертинского вызвали в ЧК и сообщили, что запрещают ему жалеть юнкеров, а если будет жалеть, то и дышать запретят.

Главный документальный блок выставки посвящен писательским судьбам Белого, Брюсова, Волошина и других звезд Серебряного века в первые годы после революции. Здесь и письмо-ходатайство наркома Анатолия Луначарского председателю Петроградского ЧК о допуске жены к арестованному Алексею Ремизову, и грамота Вячеслава Иванова «Об утверждении достоинства мастера», выданная московским Дворцом искусств...

Самый интересный стенд посвящен Федору Сологубу. Он с восторгом принял Февральскую революцию, вместе с женой Анастасией Чеботаревской сочинил демократическую Конституцию России и проект Общественного договора. Когда в 1921 году Сологуб приехал на свою дачу в Кострому, то обнаружил, что она занята детским учреждением. Но в итоге подружился с новыми владельцами, которые сделали для поэта рукописный альбом, каллиграфически выведя «Лунную колыбельную». Эта трогательная забота не помешала Сологубу сочинить стихотворение к 50-летию Ленина, которое начинается словами «Топор широкий не отрубит его преступной головы». Автограф сохранился в ИРЛИ.

Над всеми писательскими буднями гордо реют два художественных хита выставки - эскизы Казимира Малевича для плакатов «Съезд комитетов деревенской бедноты Северной области» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Особая гордость создателей выставки - деятельность Нестора Котляревского, первого директора Пушкинского Дома, Бориса Модзалевского, старшего ученого хранителя, и их коллег по спасению документов из огня революции. Иногда в буквальном смысле слова. Так были сохранены архив III Отделения, Пушкинский музей Александровского лицея, Лермонтовский музей Николаевского кавалерийского училища, коллекции Абамелек-Лазаревых, Воронцовых, Лонгиновых, Раевских.

Сотрудники Пушкинского Дома, в котором была штатная должность «эмиссар», на средства Академии наук ездили по стране, собирая культурное наследие. Иногда покупая вещи и спасая их хозяев от голода, иногда выдавая «охранную грамоту» - «родственник декабриста» и спасая от репрессий. Литературный музей предоставил для выставки портреты Дельвига и Гаршина, а также редкую акварель «Николай I за игрой в карты».

Выставку завершает блоковский раздел: издание поэмы «Двенадцать» с иллюстрациями Юрия Анненкова и альбом с автографом последнего стихотворения «К Пушкинскому Дому», где уже нет революционных восторгов.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook