Точка пересечения времен. Евгений Серзин – о спектакле «Дядя Ваня»

Театр «Приют комедианта» представил петербуржцам свою версию пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня». Постановщиком выступил Евгений СЕРЗИН, актер, композитор, солист музыкальной группы «Не’Мой Фронт», существующей с 2010 года. Спектакль в «Приюте комедианта» стал для него одним из первых режиссерских опытов. Незадолго до этого он поставил в Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков спектакль по текстам отечественных философов Владимира Соловьева и Александра Пятигорского плюс в постановку была включена нобелевская речь Иосифа Бродского. О том, почему Чехов так интересен сегодня зрителям и режиссерам, о современных театрах и их творческих поисках Евгения Серзина расспрашивала журналист Дина ГИН.

Точка пересечения времен. Евгений Серзин – о спектакле «Дядя Ваня» | ФОТО Сергея КОЛОБОВА предоставлено пресс-службой театра «Приют комедианта»

ФОТО Сергея КОЛОБОВА предоставлено пресс-службой театра «Приют комедианта»

Евгений, почему вы выбрали именно «Дядю Ваню»?

— Во-первых, мне было важно работать с материалом, которому я могу абсолютно доверять. Если что‑то не понимаю, то всегда могу обратиться к автору и найти у него ответы. Я уверен, что на данном этапе моего существования Антон Павлович Чехов знает про жизнь гораздо больше, чем я.

Во-вторых, темы, которые в пьесе поднимаются, — поиск себя, своего места в мире в тот момент, когда кажется, что часть жизни прожита не так, как хотелось… Мне было интересно об этом поразмышлять.

Разве современные авторы к этой теме не обращаются? Почему вы предпочли классику?

— Я думаю, у многих сложилось ложное представление о Чехове. Почему‑то кажется, что его герои — занудные, скучные люди, которые только философствуют, с которыми ничего не происходит. Но философствование — это озорная штука, оно будоражит, меняет сердцебиение.

Когда артисты читают пьесу Чехова в первый раз, все уже знают, как играть. Изначально есть представление о том, как это должно быть. Для меня важно было пересмотреть устоявшиеся концепции, показать, что мы все в представлении об этом авторе заблуждаемся, что он гораздо ближе к нам, человечнее, его пьесы гораздо больше про нас, чем нам кажется.

В вашей постановке время действия перенесено из второй половины XIX века в ХХ столетие. Точнее время определить трудно…

— Точных временных ограничений нет. Я отталкивался от своих впечатлений. Несколько лет назад я побывал в Архангельской области, и у меня возникло абсолютное ощущение безвременья. Старинная архитектура, избы, которым больше ста лет, а на горожанах — одежда, которую могли носить в 1970‑х, 1980‑х, 1990‑х. По улицам ходят люди с сознанием разных эпох. Если бы не мобильные телефоны, я бы вообще не сказал, какой это год.

В нашем спектакле время действия — это точка пересечения разных времен. В том числе и в сознании людей. Может, такое разноголосие и является главной характеристикой нашего времени — непонятного, неоформленного.

Вы — композитор, ваша музыка звучит в спектакле «Смерть Тарелкина», который поставил в «Приюте комедианта» ваш брат Семен Серзин. Почему для «Дяди Вани» вы музыку не написали?

— Композитор может со стороны наблюдать происходящее на сцене и привносить свой независимый художественный взгляд. Мне кажется, это важно — быть не внутри процесса. Пока я работал как режиссер, возможности посмотреть со стороны у меня не было.

Музыка всегда немножко поднимает нас над происходящим, дает новую точку зрения, разворачивает угол обзора. Как ты будешь писать тему собственного персонажа? Это будет очень субъективный взгляд.

Сейчас вы играете в Невидимом театре, которым руководит ваш брат, поставили пьесу в «Приюте комедианта»… Вам интереснее работать именно в маленьких театрах?

— Мне интереснее работать с единомышленниками, с теми, с кем можно заниматься сотворчеством. Неважно, будет ли это большая или малая форма. Для меня самое ценное — люди, которые меня окружают.

Я пять лет проработал в Малом драматическом театре и получил там очень многое. Наверное, больше, чем за пять лет учебы в Театральной академии. И одной из причин ухода было то, что я понимал: мне хочется еще и еще постигать. Театр настолько многогранен, в нем столько разных форм, содержаний…

В последние годы возникает все больше маленьких театров. Как вы думаете, с чем это связано?

— Я мало знаком с театральной историей нашей страны, но мне кажется, что и раньше периодически возникали совсем камерные театры — «Суббота», Театр дождей (теперь они стали государственными). Просто творчество сидит в людях и ищет форму выражения. И это будет всегда. Сейчас нет какой‑то моды на малые театры. Просто кто‑то ходит в одни, а кто‑то — в другие.

«Приют комедианта» — один из редких театров, в котором нет постоянной труппы. Как вы думаете, эта форма созвучна нашему времени?

— Я думаю, у разных театров разные художественные задачи. И под эти художественные задачи каждый из них выбирает свою форму, организацию. Каким‑то театрам удобнее работать с постоянной труппой, и в этом есть свои плюсы: ты знаешь всех артистов, можешь их заново открывать для себя и зрителей. Но в отсутствии труппы прелесть тоже есть, потому что каждый спектакль получается абсолютно непохожим на другой. И в этом смысле для творческого эксперимента, для поиска «Приют комедианта» — замечательное место. Его художественный руководитель Виктор Михайлович Минков чутко формирует репертуар, находит интересных режиссеров. Я смотрел там недавние премьеры. Например, потрясающий мюзикл на двух артистов — «Дорогой мистер Смит» (его поставил Алексей Франдетти). Я вообще не представлял, что такое может быть.

Не думаю, что всем стоит отказаться от репертуарного театра с постоянной труппой. Мне кажется, должен быть широкий диапазон театральных форм, полифоничность звучания.

А зачем вообще сегодня нужен театр?

— «Вообще» он не нужен, как не нужно ничего. Потому что смыслом наделяем все происходящее только мы сами. Мне кажется, театр может решать множество задач. Театр для режиссера, артиста — это форма разговора с вечностью, с собой, с прекрасными собеседниками, которые уже покинули нашу жизнь. Это возможность отвечать на вопросы, которыми многие задаются. Или задаваться этими вопросами. Для зрителя… Я гораздо реже бываю зрителем в театре… Но те спектакли, которые меня по‑настоящему трогали, давали мне ощущение чуда.

Например, последний спектакль, который произвел на меня очень сильное впечатление, — «Сказка про последнего ангела» в Театре наций, постановка Андрея Могучего. Я начинаю верить в чудеса, когда так потрясаюсь ничем. Потому что театр ведь — это ничто. Люди приходят, надевают костюмы, что‑то говорят, и из этого возникает нечто. И вот если оно возникает, тогда мы начинаем верить в себя, мечтать о чем‑то, становимся лучше…

#спектакль #театр #Приют комедианта

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7155) от 21.04.2022 под заголовком «Разговор с вечностью в театре».


Комментарии