Темный гений. Исполняется 100 лет со дня рождения Пазолини

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Пьера Паоло Пазолини, одного из плеяды великих кинорежиссеров, которых дала миру Италия в XX веке.

Темный гений. Исполняется 100 лет со дня рождения Пазолини | ФОТО: Public Domain

ФОТО: Public Domain

Феллини, Висконти, Антониони, Бертолуччи… Пазолини стоял среди этих гениев особняком. В своем творчестве он исследовал темную сторону человеческой натуры, его влекла тема рока, того, что выше человеческой судьбы и даже воли богов. Отсюда его интерес к античности, вылившийся в создание трагедий «Царь Эдип» и «Медея».

Начинал этот мальчик, выросший в бедном квартале послевоенного Рима, как поэт — первое стихотворение сочинил, когда ему было лет семь. В 19 уже издал сборник. О своем взрослении на улицах Вечного города написал в романе «Шпана». Отец Пазолини был фашистом, служил Муссолини. А сын, словно наперекор, стал коммунистом. В конце жизни, пытаясь разобраться с природой фашизма, он снял скандальный и поначалу запрещенный во многих странах фильм «Сало, или 120 дней Содома».

В СССР привечали итальянских режиссеров, возможно, потому, что в Италии была сильная Коммунистическая партия. Их фильмы можно было увидеть на кинофестивалях и в ограниченном прокате. Но Пазолини не показывали (за исключением ранних, неореалистических «Аккатоне» и «Мама Рома» с Анной Маньяни).

А вот сам он бывал в СССР — Пазолини дружил с Евгением Евтушенко и тот приглашал его на фестивали поэзии. Известно, что режиссер даже хотел снять Евтушенко в роли Христа в своем фильме «Евангелие от Матфея». Но не сложилось. Иисуса — не тихого и всепрощающего, а бунтарского и яростного — сыграл 19‑летний студент из Испании Энрике Иразоки. Пазолини любил снимать непрофессиональных актеров, находя их на улицах в бедных кварталах или среди своих знакомых. Он словно любуется этими столь далекими от совершенства, некрасивыми, подчас даже отвратительными людьми, которые населяют его фильмы.

А женщины в его картинах прекрасны. Его любимая актриса Сильвана Мангано изящна, как статуэтка, а лицо кажется искусно выточенным из алебастра. В «Царе Эдипе» она играет Иокасту. В одном эпизоде она, держа на руках младенца Эдипа, поднимает взгляд и долго-долго смотрит в камеру, прямо в глаза нам, зрителям, словно пытаясь донести какое‑то послание. Это интригует, завораживает, пугает. Она похожа на Мадонну, которая знает страшную судьбу своего младенца, но ничего уже не изменить. В «Декамероне» Мангано является уже в образе Мадонны в сонме ангелов.

В «Медее» Пазолини снял в главной роли оперную диву Марию Каллас. К тому времени она рассталась с любовью всей своей жизни Аристотелем Онассисом, потеряла голос. Пазолини вытащил ее из депрессии и продлил жизнь.

«Каллас — современная женщина, в которой жила древняя женщина, странная, магическая, с ужасными внутренними конфликтами», — говорил Пазолини. Он посвятил ей стихи. Они подружились. Их связывало душевное родство и некая общность судеб.

В 1975 году в возрасте 53 лет режиссер и поэт был убит. Он предчувствовал свою смерть, написав однажды: «Мое будущее даже не черное, его просто не существует». Чудовищно искалеченного, его нашли на пляже в Остии. Обстоятельства его смерти до сих пор не раскрыты, ведь предполагаемый убийца, отсидевший срок, потом отрекся от своих показаний.


#кинорежиссер #100-летие #фильм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7123) от 05.03.2022 под заголовком «Темный гений».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?