Театральный фестиваль «Александринский» открылся премьерой спектакля «Один восемь восемь один»

На площади Островского премьерой спектакля «Один восемь восемь один» («1881») открылся XIII международный театральный фестиваль «Александринский».

Театральный фестиваль «Александринский» открылся премьерой спектакля «Один восемь восемь один» | Фото Владимира Постнова/предоставлено пресс-службой Александринского театра

Фото Владимира Постнова/предоставлено пресс-службой Александринского театра

Современная публика уже привыкла к метаморфозам, преображающим театральные залы: зрители то карабкаются по крутым и шатким ступеням амфитеатра, то пробираются по темному закулисью, чтобы оказаться на сцене или в буфете. И все же многие были озадачены непривычным видом зала национального драматического театра России — Александринского: его тыльная часть с царской ложей отразилась в зеркале сцены (на снимке), партер исчез под кругом помоста. Императорскую ложу занял оркестр. Зрителям отведены места за креслами, ложи и ярусы. Уж не в цирк ли Чинизелли мы попали?

Впрочем, если вдуматься, грань между театром и цирком не столь уж значительна. Режиссер Валерий Фокин, поставив спектакль в трагифарсовом ключе, это сходство подчеркнул — казалось бы, вопреки драматизму сюжета. Однако пьеса, посвященная переломному моменту истории Российской империи, году гибели Александра II и воцарению Александра III, идеально вписалась в круг цирковой арены. Условный язык спектакля позволяет обозначать перемену мест прямо на глазах у зрителей. Рабочие сцены перестилают ковры, расставляют реквизит, мебель, ничуть не смущаясь присутствием исторических персон. Кукольную императорскую карету по кругу возит милый пузатенький живой пони, а чучело медведя играет живой артист (Степан Балакшин), благодаря чему медведь, как завзятый клоун, вмешивается в действие. Даже о персонаже Евгения Капитонова точно не скажешь, камер-лакей ли он или шпрехшталмейстер.

Клоунада вообще пронизывает действие. Не только потому, что Дарья Клименко ходит колесом, а Иван Супрун изображает спиритуалистку как две капли воды похожей на некую бородатую победительницу «Евровидения». Весь вечер у ковра главные оппоненты — министр внутренних дел Лорис-Меликов и обер-прокурор Победоносцев — по существу, настоящие коверные клоуны, белый и рыжий. Одеты они в партикулярное платье и ведут себя вполне корректно, но относительность их влияния на императоров, бесплодность их титанических усилий трагикомичны. Притом что их перепалка и подковерная борьба составляют сердцевину спектакля.

Их спор — о судьбах России. Не только конца XIX века, но и дальнейшего пути. У каждого из героев — своя история, своя судьба, своя репутация. Глядя на Лорис-Меликова, который, говоря о террористах, признается, что у него вся жизнь — спиритический сеанс, нельзя не вспомнить, что артист Петр Семак сам недавно «вышел из шинели» Ставрогина; сыграв этого персонажа в МДТ, он знает о «бесах» не понаслышке. У Победоносцева — другой «бэкграунд». Андрей Калинин играет его современным партийцем, ловко жонглирующим идеей государственности.

В интервью накануне премьеры Иван Волков сказал, что играть императора нетрудно, трудно играть человека. На этом, собственно, и строятся роли Александра II — освободителя и Александра III — миротворца. Если возникающие в царской ложе царственные особы — декоративные фигуры власти, то наедине с ближайшим окружением отец и сын схожи только в одном: бремя власти им в тягость. Старший, прячась в коленях любимой женщины, сходит с ума в ожидании очередного покушения (эта сцена заслуживает отдельных аплодисментов), младшему будущие покушения видятся в ночных кошмарах. В момент восшествия на престол Александр Александрович (Иван Трус), несмотря на парадность облика, буквально раздавлен ­тяжестью «шапки Мономаха». Освободившись от коронационной мантии, он, лежа на ковре, от всей души музицирует (отчаянно фальшивя) в домашней обстановке. Тягостный разговор с Победоносцевым он ведет на фоне Санкт-Петербурга, который сценограф Алексей Трегубов выстроил из домов, дворцов, церквей — белых макетов, едва доходящих императору до колен. Осторожно ступая среди них, он ласково касается рукой ангела на Александринском столпе. Подчиняясь воле обер-прокурора, мечтает только об одном — о ночной рыбалке. Узнать в нем будущего «бегемота», восседающего на «комоде», невозможно.

Завершается «1881» песней Вячеслава Бутусова:

С причала рыбачил апостол 
Андрей,
А спаситель ходил по воде.
Андрей доставал из воды 
пескарей,
А спаситель — погибших  людей…

Ее распевают на поклонах все участники спектакля, нарезая круги по арене. Но читается это вовсе не как парад-алле. Это выстраданный постскриптум, серьезное ­послесловие к представлению, столь несерьезному с виду. Если нужно донести до людей неоднозначную, на все времена, мысль, то клоун сделает это лучше иного философа. Особенно — в театре.


#театр #спорт #Александринский театр #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7255) от 15.09.2022 под заголовком «Подковерные игры на ковре и у ковра».


Комментарии