Театр, у которого есть настоящее
С 13 по 21 января на сцене БДТ - гастроли «Компании Финци Паска». Каждый вечер - спектакль La Verita.

Иллюстрация Elnur/shutterstock.com
Режиссер Даниэле Финци Паска встретился с журналистами в ТАСС накануне гастролей. Он известен во всем мире прежде всего по работе в Цирке дю Солей (в России показывали его шоу Corteo). В 2006 году поставил церемонию закрытия XX зимних Олимпийских игр в Турине, а в 2014-м стал режиссером закрытия Олимпиады в Сочи и открытия Паралимпийских игр. Хорошо знают его и в России. Петербуржцы, например, могли видеть его «Аиду» и «Реквием» в Мариинском театре, а прошлым летом на международном театральном фестивале «Радуга» в ТЮЗе - спектакль «Белое на белом».
У Паски много профессий: клоун, актер, режиссер, хореограф, сценарист. Впрочем, как сказал он сам на пресс-конференции, все это можно выразить одним словом: артист. По-итальянски (а именно итальянский - родной язык родившегося в Швейцарии Паски) слово «артист» означает художника в широком смысле слова, в какой бы сфере искусства он не работал. Так же и в спектаклях, которые сочиняет этот мечтатель и романтик, сочетаются цирк, музыка, драматическое искусство, танец, клоунада. Он называет эту смесь «театром ласки».
А вот жестокости в постановках Паски нет, и поэтому они воздействуют на зрителя исцеляюще, как волшебное снадобье, которое он осторожно накладывает на душевные раны. А они есть ведь у всех, даже у тех, кто кажется счастливым.
- Я лично познакомился с Даниэле в 2015 году, когда в рамках Международного культурного форума проходил режиссерский «круглый стол», - рассказал художественный руководитель БДТ Андрей Могучий. - Около тридцати режиссеров из разных стран спорили о том, каким должен быть театр: будоражащим, провоцирующим, взрывным? А Даниэле рассказал историю о том, как 20 лет назад отправился в Африку, чтобы сделать проект для детей, пострадавших во время одной из бесчисленных локальных войн. Он поехал туда, чтобы реанимировать их, потерявших родителей (причем родители были убиты на глазах у детей). Вылечить их души. Дать силы жить дальше.
Именно это Даниэле считает важнейшей задачей современного театра. По его словам, театр в сравнении с другими видами искусства - эфемерен:
- Спектакль существует только сегодня, здесь и сейчас. Его можно, конечно, повторить на следующий день, но это уже будет немного другой спектакль. Музыканты, художники, писатели могут творить в расчете на будущее. А у нас есть только настоящее. Но мы можем вылечить человека, который страдает прямо сейчас. Ребенка, который боится темноты. Подростка, который переживает крушение первой любви. Человека, который только что потерял кого-то близкого.
La Verita в переводе с итальянского значит «истина», «правда». История спектакля началась лет семь назад, когда один фонд, поддерживающий искусство, предложил нам использовать в постановке занавес, расписанный Сальвадором Дали для балета Леонида Мясина «Безумный Тристан» в «Метрополитен-опера». Потом он лет пятьдесят лежал в каком-то ящике, в запасниках, невостребованный. Фонд его отреставрировал. Им хотелось дать занавесу новую жизнь, но не в музее, а в театре. И мы стали изучать Дали, его творчество. А затем перешли к размышлениям о том, что есть правда и вымысел в сюрреалистическом творчестве Дали и вообще - в искусстве...
Спектакли очень часто - фантазии, сны, гипотезы. А уж заставить поверить в их реальность - дело режиссера.
Материалы рубрики
В шоу истины не ищут
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии