Театр музыкальной комедии открыл сезон «Жар-птицей»

Театр музыкальной комедии после полугодового перерыва открыл сезон музыкально-драматической поэмой «Жар-птица» на музыку Александра Колкера и стихи Геннадия Алексеева в сопровождении оркестра под управлением Андрея Алексеева.

Театр музыкальной комедии открыл сезон «Жар-птицей» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Жар-птицей герой поэмы ленинградского поэта Геннадия Алексеева, значащийся в программке как «Он», прозвал свою юную возлюбленную – за тонкий стан, птичью порывистость и способность уносить за собой в сказку. Эта «Жар-птица» была сочинена для Театра музыкальной комедии в 1975 году, в год 30-летия со дня окончания Второй мировой войны. Сегодня ее возвращение из почти полувекового забвения на сцену означает знакомство современной публики не только с историей театра, но намного больше – с тем, как нужно и можно писать, размышлять и ставить о войне.

Трагический сюжет: юноша спешит с места сражений в холодную ленинградскую квартиру, где находит свою девушку умершей от блокадного голода. Тема блокады для нашего города – сакральная. Забывать такое нельзя, нужно рассказывать об ужасе и подвиге каждому новому поколению. Однако идеологических манипуляций и спекуляций на ней делается немало. Тем важнее было услышать музыку композитора Александра Колкера, сочиненную тогда, когда с момента событий прошло всего тридцать лет и свидетелей оставалось намного больше, чем сегодня. В ней есть грозовые, как грохот орудий, аккорды-удары страшной судьбы. Но намного больше светлой, лучезарной музыки любви и надежды. С нее начинается «Жар-птица», рисуя картины солнечной ленинградской жизни. Бесконечные набережные сулят романтические приключения. Грифонов сценограф Елена Вершинина анимировала, отправив в виртуальный полет. А образ жар-птицы был заимствован в оформлении из знаменитой работы художника-мирискусника Ивана Билибина, погибшего в блокадном Ленинграде

В мелодических песенных структурах Колкера отчетливо слышалась его эпоха, когда трудно было сдерживать танцевальные ритмы ВИА, когда писал свои поэтичные песни с баховско-блюзовыми гармониями Микаэл Таривердиев, когда открывалось столько нового и интересного. В чем-то творение Колкера – Алексеева напомнило фактуру советского мюзикла. В отсутствии утяжеляющего и опрощающего пафоса о войне слышалась свобода, с которой в те годы творцы легкого жанра могли рассуждать на священную для города и страны тему.

Молодой режиссер Филипп Разенков в сотрудничестве с художницей Еленой Вершининой погрузили сюжет в прозрачно-призрачное, матовое стереопространство воспоминаний, состоящее из силуэтов городской графики Анны Остроумовой-Лебедевой, работавшей в блокадном Ленинграде. Внутри него люди порхали, радовались жизни, стремясь навстречу мечте, прерванной войной. Деликатными инструментами театрализации авторам спектакля удалось добиться максимально бережного прикосновения к сюжету, точно выстроив резонансы с музыкально-поэтической партитурой.

Одной из психологически сложных и наполненных сцен оказалась сцена, когда в видениях героине явился как бы двойник, соединивший в себе образы и уходящей души-жизни, и Смерти, выступающей не страшной старухой, а утешительницей. Пронзительно точные черты своей двойственной героини Смерти удалось найти Наталье Савченко, захватившей зрителей своей приглушенной потусторонней интонацией.

Две пары героев явили совершенно разное эмоционально-смысловое наполнение драматургии. Роман Вокуев и Анна Булгак, известные публике по опереттам как вечно счастливые герои, и здесь оказались верны своему амплуа, с трудом принимая облик страдающих героев. Их заливистые голоса не могли смириться с трагической участью. А вот в голосах Виталия Головкина и Виктории Мун трагический надлом слышался с самого начала, рентгеном просвечивая финалы судеб своих героев.

Артисты Театра музкомедии, истосковавшиеся и по старым, и по новым ролям, с большим рвением кинулись в эту работу, тем более что тема блокады в истории этого коллектива является объектом самого бережного хранения. Ведь артисты этого театра работали даже в самые суровые дни блокадных морозов. Премьеру готовили к Девятому мая, но по известным причинам ее пришлось перенести на сентябрь, на день начала блокады Ленинграда.

После «Жар-птицы», длящейся около 50 минут, был исполнен венок популярных песен о войне, написанных в разные годы, которые предварялись краткими размышлениями каждого из выступавших артистов. После «Священной войны» прозвучали и «Нам нужна одна победа» Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал», и «В лесу прифронтовом» Блантера, и «Пора в путь-дорогу» Соловьева-Седого, и «Песня о далекой родине» Таривердиева, и «Журавли» Френкеля, и много других. А завершилось все «Песней о Ладоге» Шенберга, Краубера, Богданова – гимном блокадного Ленинграда.

#музыка #поэзия #Театр музыкальной комедии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6767) от 21.09.2020 под заголовком «Музыкальная трагедия».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?