Театр музыкальной комедии открыл сезон «Жар-птицей»
Театр музыкальной комедии после полугодового перерыва открыл сезон музыкально-драматической поэмой «Жар-птица» на музыку Александра Колкера и стихи Геннадия Алексеева в сопровождении оркестра под управлением Андрея Алексеева.
ФОТО pixabay
Жар-птицей герой поэмы ленинградского поэта Геннадия Алексеева, значащийся в программке как «Он», прозвал свою юную возлюбленную – за тонкий стан, птичью порывистость и способность уносить за собой в сказку. Эта «Жар-птица» была сочинена для Театра музыкальной комедии в 1975 году, в год 30-летия со дня окончания Второй мировой войны. Сегодня ее возвращение из почти полувекового забвения на сцену означает знакомство современной публики не только с историей театра, но намного больше – с тем, как нужно и можно писать, размышлять и ставить о войне.
Трагический сюжет: юноша спешит с места сражений в холодную ленинградскую квартиру, где находит свою девушку умершей от блокадного голода. Тема блокады для нашего города – сакральная. Забывать такое нельзя, нужно рассказывать об ужасе и подвиге каждому новому поколению. Однако идеологических манипуляций и спекуляций на ней делается немало. Тем важнее было услышать музыку композитора Александра Колкера, сочиненную тогда, когда с момента событий прошло всего тридцать лет и свидетелей оставалось намного больше, чем сегодня. В ней есть грозовые, как грохот орудий, аккорды-удары страшной судьбы. Но намного больше светлой, лучезарной музыки любви и надежды. С нее начинается «Жар-птица», рисуя картины солнечной ленинградской жизни. Бесконечные набережные сулят романтические приключения. Грифонов сценограф Елена Вершинина анимировала, отправив в виртуальный полет. А образ жар-птицы был заимствован в оформлении из знаменитой работы художника-мирискусника Ивана Билибина, погибшего в блокадном Ленинграде
В мелодических песенных структурах Колкера отчетливо слышалась его эпоха, когда трудно было сдерживать танцевальные ритмы ВИА, когда писал свои поэтичные песни с баховско-блюзовыми гармониями Микаэл Таривердиев, когда открывалось столько нового и интересного. В чем-то творение Колкера – Алексеева напомнило фактуру советского мюзикла. В отсутствии утяжеляющего и опрощающего пафоса о войне слышалась свобода, с которой в те годы творцы легкого жанра могли рассуждать на священную для города и страны тему.
Молодой режиссер Филипп Разенков в сотрудничестве с художницей Еленой Вершининой погрузили сюжет в прозрачно-призрачное, матовое стереопространство воспоминаний, состоящее из силуэтов городской графики Анны Остроумовой-Лебедевой, работавшей в блокадном Ленинграде. Внутри него люди порхали, радовались жизни, стремясь навстречу мечте, прерванной войной. Деликатными инструментами театрализации авторам спектакля удалось добиться максимально бережного прикосновения к сюжету, точно выстроив резонансы с музыкально-поэтической партитурой.
Одной из психологически сложных и наполненных сцен оказалась сцена, когда в видениях героине явился как бы двойник, соединивший в себе образы и уходящей души-жизни, и Смерти, выступающей не страшной старухой, а утешительницей. Пронзительно точные черты своей двойственной героини Смерти удалось найти Наталье Савченко, захватившей зрителей своей приглушенной потусторонней интонацией.
Две пары героев явили совершенно разное эмоционально-смысловое наполнение драматургии. Роман Вокуев и Анна Булгак, известные публике по опереттам как вечно счастливые герои, и здесь оказались верны своему амплуа, с трудом принимая облик страдающих героев. Их заливистые голоса не могли смириться с трагической участью. А вот в голосах Виталия Головкина и Виктории Мун трагический надлом слышался с самого начала, рентгеном просвечивая финалы судеб своих героев.
Артисты Театра музкомедии, истосковавшиеся и по старым, и по новым ролям, с большим рвением кинулись в эту работу, тем более что тема блокады в истории этого коллектива является объектом самого бережного хранения. Ведь артисты этого театра работали даже в самые суровые дни блокадных морозов. Премьеру готовили к Девятому мая, но по известным причинам ее пришлось перенести на сентябрь, на день начала блокады Ленинграда.
После «Жар-птицы», длящейся около 50 минут, был исполнен венок популярных песен о войне, написанных в разные годы, которые предварялись краткими размышлениями каждого из выступавших артистов. После «Священной войны» прозвучали и «Нам нужна одна победа» Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал», и «В лесу прифронтовом» Блантера, и «Пора в путь-дорогу» Соловьева-Седого, и «Песня о далекой родине» Таривердиева, и «Журавли» Френкеля, и много других. А завершилось все «Песней о Ладоге» Шенберга, Краубера, Богданова – гимном блокадного Ленинграда.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6767) от 21.09.2020 под заголовком «Музыкальная трагедия».
Комментарии