Татьяна Ткач: «У актера должно болеть сердце»

Аристократичная подруга Фокса Аня из легендарного «Места встречи изменить нельзя» и Люська Корсакова из «Бега», народная артистка России Татьяна Ткач уже полвека предана городу на Неве и театру «На Литейном». 21 февраля спектаклем «Странная миссис Сэвидж» Татьяна Дмитриевна отметила 50-летний юбилей своего служения этой труппе. Мы поговорили с любимой актрисой о профессии, современном искусстве, движении времени и удивительном Владимире Семеновиче Высоцком.

Татьяна Ткач: «У актера должно болеть сердце» | Татьяна Ткач / Фото Ларисы Тиктинской / Предоставлено пресс-службой театра «На Литейном»

Татьяна Ткач / Фото Ларисы Тиктинской / Предоставлено пресс-службой театра «На Литейном»

– Татьяна Дмитриевна, полвека в труппе одного театра! Что все эти годы «держит» вас в этих стенах?

– Во-первых, любовь к работе, которую мне здесь предлагают. На этой сцене я работала с потрясающими режиссерами, играла Островского, Горького, Чехова, Шекспира, Уильямса, Ибсена, Мольера. Здесь всегда был удивительный коллектив: над спектаклями работали фантастические сценографы, композиторы, художники по костюмам. Это огромная жизнь, которая не перестает радовать меня предложениями новых ролей. В последние годы я работаю с режиссером Александром Сергеевичем Кузиным, играю в трех его спектаклях: «Семейный портрет», «Поминальная молитва» и «Странная миссис Сэвидж», поставленным специально к моему 75-летнему юбилею.

Артисты труппы за эти годы стали для меня родными людьми. Во мне всегда соединяется профессиональное и личное – мне крайне важно взаимопонимание с коллегами по сцене, это необходимо для сотворчества. Если актер не любит своих партнеров по спектаклю, свою роль или пьесу, мне кажется, он не должен прикасаться к этому материалу. Его работа не вызовет сочувствия у зрителя. Может быть, есть на свете мастера, способные блистательно играть то, что они ненавидят. Но я так не могу.


Татьяна Ткач в спектакле «Семейный портрет» / Фото предоставлено пресс-службой театра «На Литейном»

– Неужели нет момента эмоциональной усталости, выгорания? Одни и те же стены, коллектив?

– Театр – смысл моей жизни. Это единственное место, куда я стремлюсь по-настоящему. Когда началась пандемия, я не могла дождаться, когда снова встречусь с любимыми партнерами и зрителями. И это не слова, это моя жизнь. Когда ты занимаешься делом, о котором мечтал, которому ты предназначен, это счастье. А если ты нашел место, где ты востребован, зачем его менять?

Когда из Харьковского драматического театра я перешла в БДТ, то уже знала успех, мне хотелось играть. Театр Товстоногова был потрясающим. Думаю, на тот момент лучшим в мире. Но в нем очень трудно допускали молодых людей на главные роли. Впрочем, как и в любом академическом театре. Однажды я набралась смелости и прямо спросила Георгия Александровича (Товстоногова – прим. ред.), на что могу рассчитывать. Он ответил: хотите сразу получать большие роли, идите к Хамармеру. На тот момент он был главным режиссером Театра драмы и комедии. Я решилась и в результате получила 50 лет счастья.

– Что самое важное в профессии актрисы?

– Важно быть рожденным для этой профессии. Судьба тебя выбирает. Я еще маленьким ребенком знала, кем стану. Я была подготовлена самой природой – в папу пошла. Ничем другим я не хотела заниматься и никогда не жалела, что выбрала эту профессию. Она делает меня по-настоящему счастливой. Когда мы играем спектакль и душами соприкасаемся со зрителями, происходит невероятный обмен энергией!

– Есть такая поговорка: «Встреча – главное в жизни». Какие встречи для вас были судьбоносными?

– С Георгием Александровичем Товстоноговым. Когда я пришла в БДТ, сколько раз шел «Идиот» со Смоктуновским, столько раз я его и смотрела. Я не только не пропускала спектакли Товстоногова, но присутствовала на всех его репетициях. Смотрела со стороны и училась. Это сформировало мое представление об очень хорошем театре. Запомнилась, конечно, работа с Камой Гинкасом над спектаклем «Царствие земное». С Григорием Козловым над «Лесом» Островского – за эту постановку мы получили Государственную премию. На самом деле очень многие режиссеры и партнеры по сцене повлияли на меня, всех перечислить просто невозможно!

Кино дарило встречи с удивительными людьми. Благодаря съемкам в «Беге» у Александра Алова и Владимира Наумова я познакомилась с Михаилом Ульяновым, Евгением Евстигнеевым, Алексеем Баталовым, Людмилой Савельевой.  А Владислав Дворжецкий стал моим другом. Когда мне позвонил Станислав Говорухин и предложил сыграть подругу Фокса в фильме «Место встречи изменить нельзя», он сказал: роль небольшая, но вы будете сниматься с Высоцким, он будет нам петь... Я полетела в Одессу, не читая сценария, только ради встречи с этим человеком.


Спектакль «Странная миссис Сэвидж» / Фото предоставлено пресс-службой театра «На Литейном»

– Чем запомнился Владимир Семенович?

– Добротой. Душевной щедростью. А еще открытостью, юмором и уникальной работоспособностью. Когда Говорухин уезжал по делам, Высоцкий сам играл и сам режиссировал некоторые сцены. Я специально приходила смотреть, как он работает. Удивительный человек. Если бы он не был так гениален, его бы не любили так сильно, так искренне.

– Что сделало телефильм «Место встречи изменить нельзя» настоящим шедевром?

– Предельная достоверность. Фильм очень реалистичен. Зритель видит на экране не ряженых актеров, а живых людей. Но главное – это Высоцкий. Без него такого эффекта не было бы. Хотя все актеры, даже на крошечные эпизоды, были подобраны изумительно точно. Они не просто играли свои роли, а переживали историю, написанную братьями Вайнерами. Мы же все послевоенные дети, мы чувствовали трагедию этого времени, этих людей. Детское впечатление – самое сильное. Я до сих пор не могу смириться с тем, что в жизни существуют войны, жестокость, жадность... Актеру должна быть небезразлична история, которую он рассказывает. У него должна быть позиция. У него должно болеть сердце. Только тогда актер имеет право разговаривать со зрителем – с экрана, со сцены.

– Вам близки последние изменения в современном искусстве?

– Я не понимаю, зачем менять написанное гением. Кроме как разрушением я это назвать не могу. Конечно, бывают очень интересные работы. Безусловно, все меняется: импрессионизм, авангардизм были людям чужды, а теперь мы их ценим. Мне нравится следить за человеческими отношениями, эмоциями, движением души в разном прочтении. Театр – живой организм, и у каждого найдется свой зритель.

– Искусство всегда отражает жизнь. Что современное искусство говорит о нас сегодняшних?

– Молодые люди всегда импульсивны. Они жаждут перемен, в том числе в искусстве. Повзрослев, успокаиваются, хотят стабильности, начинают строить, созидать. Приходит следующее поколение, которое снова хочет новизны. Все идет по спирали, это естественное движение жизни. У нынешней молодежи совсем другое мироощущение, чем у меня в 76 лет. Между нами дистанция длиною в жизнь! К сожалению, люди стали меньше общаться вживую, они отдаляются друг от друга. Но те, кто приходит в театр, ждут именно живого общения. И в хорошем театре обязательно получают его.


Спектакль «Лес» / Фото предоставлено пресс-службой театра «На Литейном»

– Татьяна Дмитриевна, никогда не жалели, что переехали из теплого Харькова в дождливый Санкт-Петербург?

– Я была на втором курсе театрального института, когда впервые приехала в Ленинград. У меня до сих пор хранится фотография: я, семнадцатилетняя девушка, стою на заснеженной лестнице Эрмитажа. И точно помню, о чем думала в тот момент: хочу видеть только этот город, хочу жить только здесь.

Санкт-Петербург – пространство творческой энергии и красоты. Я люблю его больше всего на свете!

#артисты #театр #искусство

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?