Анатолий Горин: «Первый спектакль, как первая любовь»

Сегодня, в первый день весны, отмечает 65-летие ведущий актер Театра им. В. Ф. Комиссаржевской заслуженный артист РФ Анатолий Горин. Накануне юбилея с артистом побеседовала театральный критик Светлана Рухля.

Анатолий Горин: «Первый спектакль, как первая любовь» | ФОТО предоставлено пресс-службой театра им. В.Ф. Комиссаржевской

ФОТО предоставлено пресс-службой театра им. В.Ф. Комиссаржевской

-Анатолий Александрович, давайте углубимся в прошлое. Почему вы решили учиться именно на актера?

- Я очень кино любил! Мы с мальчишками фильмы разные смотрели,  и героические, как «Чапаев», и комедии с участием Луи де Фюнеса, а потом друг другу показывали, как повели бы себя в подобных ситуациях. Ну, а в школе огоньки всякие проводились, где я выступал, кого-то пародировал. В общем, понесло меня (улыбается). Окончил 10 классов и рванул из своего Жигулевска в Ленинград. Решил поступать  «на актера», очень хотелось в кино сниматься. В театре-то я только раз в жизни был: «Антония и Клеопатру» посмотрел в Самарском театре драмы.

- А почему сразу в Ленинград поехали?

- Не сразу (улыбается), сначала я во ВГИК написал, чтобы узнать, какие документы нужно представить, какие экзамены сдавать. А когда прочитал в ответном письме,  что для сценического движения нужно иметь при себе трусы и майку – всякое желание поступать отпало. Я был невероятно худой и очень этого стеснялся! Был уверен, что если покажусь в трусах и майке – никуда не поступлю. Стал писать в другие театральные учебные заведения – Щепкинское училище, Щукинское и т. д. И везде – «трусы и майка». Кроме ЛГИТМиКа (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии – ныне РГИСИ – ред.): там требовались майка и трико! Эта деталь и решила все (улыбается).

Приехал на вступительные экзамены и обомлел! Все нарядные, красивые: девушки в платьях, парни в вельветовых костюмах, с галстуками, а я – в обычных брюках, фланелевой рубашке.

- Но поступили с первого раза? Легко?

- После первых двух туров, которые я прошел без труда, Рубен Сергеевич Агамирзян подозвал меня к себе, попросил показать зубы и сказал: «Молодой человек, идите к стоматологу и принесите справку, что можно что-нибудь сделать, чтобы у вас была нормальная дикция». У меня прикус, прямо скажем,  был так себе, и я шепелявил, но как-то меня это не волновало, а тут можно сказать: вопрос жизни и смерти. Побежал в стоматологию. «Тетенька, дорогая, - говорю врачу, - меня в институт берут, дайте только справку». И она, махнув рукой, написала все, что мне было нужно.

Мыльные ангелы.jpg

ФОТО предоставлено пресс-службой театра им. В.Ф. Комиссаржевской

- А на экзамене по сценическому движению, которого вы так боялись, все гладко прошло?

- (улыбается) То, чего я так страшился, все-таки произошло: трико попросили снять, и  меня прямо затрясло: худой (40 кг веса), сутулый… Но тут я заметил, что у парня, который стоит рядом со мной, ноги в два раза тоньше, чем у меня, воспрял духом и даже подошел к нему поближе, чтобы на его фоне смотреться лучше.

Хуже было на экзамене по речи: Стронгилла Шаббетаевна Иртлач поставила мне ноль! Однако, несмотря на это, присутствующая на вступительных испытаниях Ксения Владимировна Куракина – замечательный педагог по речи, подошла ко мне со словами: «Вас приняли» и добавила: «Будем заниматься». Я очень старался,  и все удалось исправить. 

Когда мы учились на втором курсе, Ксения Владимировна попросила своего сына кинорежиссера Илью Авербаха снять нас в своем фильме «Чужие письма». Мы школьников играли.

- Помните свой первый институтский спектакль?

- «Тиль Уленшпигель» по пьесе Горина. Играл эпизодическую роль офицера. Трогательно, смешно, интересно! Этот спектакль ставил с нами второй педагог мастерской Агамирзяна Владимир Викторович Петров. Потом был «Полоумный Журден» по пьесе Булгакова, его сам Рубен Сергеевич ставил. Мой друг Валера Дегтярев играл Журдена, а я – мадам Журден, поначалу мы менялись, а потом за Валерой закрепился Журден, а я остался мадам. Зрители меня хорошо воспринимали и никому в голову не приходило, что играет парень.

Через несколько лет Рубен Сергеевич поставил «Полоумного Журдена» в театре, восстановив студенческий спектакль. И я снова играл мадам Журден. Но тот, студенческий спектакль, был, на мой взгляд, лучше. Мы играли на молодости, на искренности, на азарте… По моим ощущениям, первый спектакль – как первая любовь… Ничего с ним не сравнится.

- То, что после окончания института, попадете в театр им. В. Ф. Комиссаржевской, которым руководил Агамирзян, было для вас очевидно?

- Я узнал это в последний момент. Мы знали, что он возьмет группу выпускников с курса, но не знали, кого именно. И вот уже 43 года прошло, как я работаю в этом театре. Сначала мы – выпускники – в массовках играли, скоморохов, слуг просцениума и прочих подобных персонажей. Потом мне стали давать небольшие роли. Я считался комедийным, характерным актером, и, тем не менее, Рубен Сергеевич поручил мне роль Питера в «Дневнике Анны Франк» Гудрича и Хаккета. Мальчика, в которого Анна была влюблена. Я загорелся этой ролью! И меня очень за нее хвалили, хотя она совсем не комедийная. Мне было так отрадно! Моя игра трогала, люди в зале плакали. Когда в театре проходило голосование, кого премировать за лучшую мужскую роль сезона, выбрали меня.  

В пьесе-притче «Рыжая кобыла с колокольчиком» Друцэ я играл Ротару – мальчика, про которого говорили, что он не от мира сего.  Это был герой – чистый сердцем, трогающий за душу, и я все из себя вытянул, чтобы, когда я появлюсь на сцене, никто не засмеялся. И зрители не смеялись, а насторожились. Вот такими были две мои серьезные роли.

- Кого-то из режиссеров, с которым приходилось работать, после Рубена Сергеевича, можете выделить?

- Я рад, что судьба свела меня с Александром Морфовым. В его постановке шекспировской «Бури» я сыграл Калибана и нас с Женей Игумновой, которая играла Миранду, выдвинули на «Золотую маску». Потом я играл во всех спектаклях, которые он ставил в нашем театре. Мне очень интересна его манера и очень комфортно с ним. Мне нравится работать с Александром Баргманом, в его спектаклях я сыграл несколько ролей.  А недавно я сыграл в «Обломове» у Леонида Алимова. Роль Захара. Мне кажется (улыбается), что я собрал в ней все свои штампы, а меня хвалят.

- Это, правда, яркая работа! А есть роль, к которой особенно лежит душа? Из прошлых или нынешних?

- В Антрепризе имени Андрея Миронова я играю Павла в «Господах Головлевых» (режиссер Влад Фурман). Лет пятнадцать играю и очень люблю этот спектакль и эту роль.  Она и с юмором, и трагическая. Весь первый акт я провожу в молчании и испытываю от этого большое наслаждение, потому что мне удается что-то транслировать зрителю даже молчанием. И в зале – полная тишина.

Графоман.jpg

ФОТО предоставлено пресс-службой театра им. В.Ф. Комиссаржевской

Много женских ролей забавных, которые мне нравятся, например старуха-маразматичка в «Мыльных ангелах» Александра Морфова  по пьесе Кинтеро. Чтобы были хорошие роли, важно, чтобы в театр приходили хорошие режиссеры, потому что мы – артисты не можем сами делать спектакли, но готовы отдать все лучшее в себе режиссеру, чтобы он сделал достойный спектакль.

- Ваша мальчишеская мечта играть в кино тоже сбылась.

-  В кино у меня много ролей. В сериалах и эпизоды, и роли. Кого я только не переиграл! Однажды даже веселого милиционера сыграл, само собой бандитов разных. А с возрастом моими стали только бомжи и алкоголики. Но я их с превеликим удовольствием играю.

Самое главное, что я стал актером! Я не представляю, кем бы я был без актерской профессии. Я бы ходил на какую-то работу и был бы несчастным человеком. А так, меня взяли в хороший театр, я с прекрасными людьми работал и работаю. У меня и половины нет того, что было у артистов великих, на спектакли которых мы бегали в БДТ, но я судьбой своей доволен  и теми ролями дорожу, которые у меня есть. Я не стремлюсь к чему-то нереальному. У нас в театре нет интриг, подводных течений, артисты себя чувствуют комфортно – их любят, а у меня есть опыт, которого достаточно, чтобы быть хорошим артистом. Я хочу переживать, сочувствовать, смеяться в театре, мне только немного жаль, что ролей, которые это позволяют, почти не осталось. 

#театр #актеры #культура

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?