Как работает первый в России Музей архитектурной керамики

Первый в России Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх» открылся в составе Музея истории Петербурга и разместился в Государевом бастионе Петропавловской крепости. Он создан по всем канонам жанра - с большим количеством партнеров, рассказом об истории ремесла и «хитами», некоторые предъявляются публике впервые.

Как работает первый в России Музей архитектурной керамики | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как сказал на вернисаже Александр Колякин, директор головного музея, «в фонде архитектурных деталей хранится более 11 тысяч предметов. Значительная часть коллекции была сформирована в 1970 - 1980-е годы, когда в ходе капитального ремонта или сноса исторических петербургских зданий сотрудники музея спасали от неминуемого уничтожения элементы декоративной отделки фасадов и интерьеров, в частности печи разных эпох. Для музея были специально отреставрированы несколько казематов Государева бастиона, который является интересным образцом русского фортификационного искусства XVIII века».

Идея постоянной экспозиции архитектурной керамики принадлежит петербургскому коллекционеру Константину Лихолату. Он же помог отреставрировать 25 печей из собрания ГМИ СПб. В проекте участвуют Эрмитаж, ГМЗ «Петергоф», «Усадьба «Кусково», региональные музеи Орехова-Зуева, Иркутска, Нижнего Новгорода, частные собиратели керамики, а также Гомельский дворцово-парковый ансамбль из Белоруссии.

Партнеры предоставили свои вещи для долговременного показа.

Поистине царский подарок сделал новому музею Институт археологии РАН (Москва). В 2017 году ученые завершили так называемые спасательные раскопки в Новом Иерусалиме, которые проводились одновременно с реставрацией зданий монастыря. По закону, все найденные при раскопках артефакты три года хранятся и изучаются в институте, их предоставляют на выставки максимум на три месяца. Петербург получил керамику XVII - начала XVIII века на один год. Это знаменитые новоиерусалимские изразцы, херувим, а также редкие предметы 1709 года - пластины с фигурами людей, которые «приварены» к плоской глазурованной лицевой пластине. Это работа шведских мастеров, приглашенных в Россию Петром I.

Как сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям» Мария Макoгонова, историк архитектуры, куратор проекта, через лучшие образцы керамики экспозиция показывает историю русского зодчества, начиная от эпохи барокко, на примере голландских печных плиток. Затем идут две белоглазурованные печи эпохи классицизма. На фасаде одной помещен «барельеф» с изображением Флоры, на другой - Марса.

За классицизмом следует эклектика. Она представлена деталями облицовки печи из Мраморного дворца. Предположительно, печь по эскизу Александра Брюллова была разобрана при создании филиала Музея Ленина. За модерн отвечает зеленая печь, созданная по проекту Карла Майера, ученика известного немецкого архитектора Петера Беренса.

Среди производителей архитектурной керамики были самые известные предприятия: Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова, художественно-керамическое производство «Гельдвейн - Ваулин», Ракколаниокский гончарный завод, «Або», Саксонская печная фабрика Эрнста Тайхерта в Майсене и другие.

Предметная экспозиция дополнена архитектурной графикой Александра Брюллова, Федора Лидваля, Уно Ульберга. Рисунки Максимилиана Месмахера сделаны им для мастерской майолики в училище барона Штиглица. Специальный зал отведен рассказу о деятельности Алексея Филиппова (1882 - 1956), советского исследователя и реставратора русских изразцов.

На десерт музей показывает три хита. Это семиметровое панно с фантастическими «гротесками», которое оформляло вход в контору керамического производства «Гельдвейн - Ваулин» на Благовещенской площади (ныне - площадь Труда, 3). Петербуржцы со стажем помнят панно на родном месте, оно было демонтировано в 1974 году при капитальном ремонте здания. В 1980-е годы при реставрации купола и минаретов соборной мечети были демонтированы обветшавшие фрагменты майолики, сработанные керамистами той же фирмы, теперь и они оказались в музее.

Впервые выставляется фриз с изображением ангелов с колокольни храма Анны Кашинской на Большом Сампсониевском проспекте, 53. Здание построено в 1907 - 1909 годах по проекту Андрея Аплаксина. Фриз на барабане колокольни (на снимке) был создан, предположительно, по эскизу знаменитого скульптора Александра Матвеева. Его демонтировали в 1970-е годы из-за угрозы обрушения.

Не можем не добавить ложку дегтя в бочку приятных впечатлений. Видимо, для привлечения публики стены Государева бастиона украсили крупногабаритными образцами современной керамики. К памятнику архитектуры, да еще такому, как Петропавловская крепость, следует относиться уважительнее.

#керамика #музей #Петропавловская крепость

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6296) от 09.10.2018 под заголовком «Танцуя от изразцовой печки».


Комментарии