Танцевала, как дышала. Со дня рождения Анны Павловой – 140 лет
12 февраля исполняется 140 лет со дня рождения русской балерины Анны Павловой.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
«Мы были бедны – очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. На Пасху – огромное яйцо, начиненное игрушками, на Рождество – елочку, увешанную золотыми орехами. А раз, когда мне было восемь лет, она объявила мне, что мы поедем в Мариинский театр...
Только что выпавший снег сверкал при свете фонарей, когда мы ехали в Мариинский, и сани наши бесшумно скользили по замерзшей дороге. Я, счастливая, прижалась к матери, которая обняла меня рукой, говоря:
– Вот ты и увидишь волшебниц.
Еще несколько минут, – и передо мной открылся неведомый мир...» – вспоминала свое детство и первую встречу с балетом Анна Павлова.
Девочка была потрясена и твердо сказала матери: «Когда-нибудь и я буду Спящей красавицей».
Она поступила в Императорскую балетную школу (ныне – Академия русского балета имени Вагановой), где училась у Александра Облакова, Екатерины Вазем и Павла Гердта. Когда ее приняли в Мариинский театр (в 1899 году), всесильная прима Матильда Кшесинская пыталась сосватать юной красавице богатого покровителя из великих князей, но та отказалась. Хрупкая девушка обладала независимым характером и хотела добиться всего сама, своим трудом и талантом. Она называла себя «монахиней искусства».
В театре юная балерина вскоре начала танцевать главные партии – Жизель, Раймонду, Никию, Китри. И, конечно, принцессу Аврору в «Спящей красавице», о которой мечтала ребенком.
Чуть позже партнер Павловой по спектаклям Михаил Фокин создает для нее балеты: «Виноградную лозу», «Шопениану» и «Павильон Армиды», «Египетские ночи». В 1907 году возникла миниатюра «Лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса из «Карнавала животных».
Это сейчас есть возможность запечатлеть любой спектакль на видео. А вот о выступлениях Павловой мы можем судить лишь по отзывам балетных критиков и ее поклонников. Все отмечали присущую ей легкость и воздушность. Ее тело отличалось от крепких и мускулистых фигурок тогдашних балерин удлиненностью пропорций, кажущейся хрупкостью. Длинные ноги и руки, маленькая голова, лебединая шея – такие тела воцарились на сцене в наши дни, а она, получается, всех опередила.
Петербургская газета «Слово» писала больше ста лет назад: «Она не танцует, но летает по воздуху».
Ее сотрудничество с Дягилевым было коротким – балерина участвовала только в самом первом из «Русских балетных сезонов» в Париже. Но осталась одним из символов благодаря
созданной Валентином Серовым для Дягилева афише к балету «Сильфида». На ней _ призрачный силуэт застывшей в арабеске Павловой в прозрачном тюнике.
«У Павловой один учитель – Бог», – говорил хореограф Джордж Баланчин.
Можно прочитать, что в технике она уступала Карсавиной или Кшесинской. Но многие отмечали ее драматический талант. Немецкий критик Оскар Би, описывая ее Жизель, в особенности сцену сумасшествия, назвал балерину великой трагической артисткой.
К счастью, оценить талант Павловой мы можем и благодаря Голливуду. Там в 1924 году были сняты миниатюры в исполнении Павловой, которые впоследствии вошли в фильм «Бессмертный лебедь» (1956): «Калифорнийский мак», «Стрекоза», «Дионис», «Умирающий лебедь»... Конечно, это лишь тень, призрак ее живых выступлений. Но лучше, чем ничего.
В 1910 году Павлова, создав собственную труппу, отправилась в кругосветное балетное турне. Она работала без выходных, давая иногда по 8 – 9 спектаклей в неделю. Почти 25 лет она провела в бесконечных турне – в дороге и на сцене.
Ее убежищем в редкие моменты отдыха была лондонская усадьба «Айви-Хауз». Супруг Павловой и ее единственная любовь Виктор Дандре превратил усадьбу в романтическую сказку – с розами и прудом, где жили белые лебеди. Ее любимого лебедя звали Джек. На одной из фотографий птица словно обнимает Павлову, обвившись длинной шеей вокруг ее руки.
Миниатюра «Умирающий лебедь» до сих пор присутствует в репертуаре многих балерин. Ее танцевали и Галина Уланова, и Майя Плисецкая, и Ульяна Лопаткина.
Во многих книгах и статьях об Анне Павловой можно прочитать, что, умирая от пневмонии, она произнесла: «Приготовьте мой костюм Лебедя». Хотя, возможно, это всего лишь красивая легенда.
Что еще? Анна Павлова любила моду, была очень элегантна. Стиль одежды a la Pavlova стал настолько популярен, что преподнес миру моды атлас «Павлова», выпущенный в 1921 году. Именно Павлова, по словам историка Александра Васильева, ввела моду на драпированные в испанской манере расшитые манильские шали с кистями, которые она умела носить так изящно.
Она была воплощением русской красавицы для поклонников всего мира. Во многих энциклопедиях моды можно видеть снимок балерины в роскошном кокошнике – он был частью костюма, в котором она танцевала в «Русском танце» на музыку Чайковского.
Слепок ее совершенной ноги был сделан в 1913 году художником Борисом Фредманом-Клюзелем.
Ее именем назван знаменитый десерт – торт-безе, хрустящий снаружи и мягкий внутри, украшенный взбитыми сливками, ягодами и фруктами. Появился он в 1920-е годы во время гастролей Павловой по Австралии и Новой Зеландии, поэтому эти две страны до сих пор ведут спор, кому принадлежит первенство в создании блюда. Его и сейчас можно купить во многих кондитерских. Попробовала ли его сама Павлова? Ведь балерины вечно сидят на диете.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (6863) от 12.02.2021 под заголовком «Танцевала, как дышала...».
Комментарии