Спасибо за весну. Со дня рождения Саши Черного – 140 лет

Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения поэта Серебряного века, прозаика, журналиста Саши Черного.

Спасибо за весну. Со дня рождения Саши Черного – 140 лет | Фото: Public Domain

Фото: Public Domain

«Мальчик был особенный. Из тех мальчиков, что шалят-шалят, вдруг притихнут и задумаются... И такое напридумают, что и выговора серьезного сделать нельзя, – начнешь выговаривать, да сам и рассмеешься»...

Саша Черный, написавший о себе эти строки, родился в Одессе 1 октября (по старому стилю) 1880 года. Черный – псевдоним. В многодетной семье провизора Гликберга был еще один Саша – блондин, потому – Белый. А будущий писатель, поэт, сатирик уродился брюнетом.

Печататься Саша Черный начал в юмористическом журнале «Сатирикон», где собралась блестящая компания талантливых острословов – Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи, Осип Перельман. В первом номере, вышедшем в апреле 1908 года, сообщалось: «В «Сатириконе», как в зажигательном стекле, мы сосредоточим жалкую и кошмарную действительность и силою ядовитой сатиры будем «жечь сердца»...».

Редакция располагалась на Невском пр., 9, но писатели любили проводить «планерки» в ресторанах (чаще всего _ в «Вене»), где шумно обсуждали очередной номер. Журнал выходил еженедельно по субботам. «Получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихов Саши Черного. Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть», – вспоминал Корней Чуковский.

Успех в «Сатириконе» сделал Сашу Черного популярным писателем, на него посыпались предложения о работе. Их было так много, что он страшно уставал от, как сказали бы теперь, бесконечных «дедлайнов». Пишет Чуковскому, как хочется плюнуть на все и открыть кухмистерскую где-нибудь в Швейцарии. Его не радует слава, раздражает, что едва знакомые люди, встреченные на Невском, окликают его «Саша!». Хотя сам же и придумал этот псевдоним. Загорает на прибалтийском курорте, но тоже злится и пишет едкий стишок о пышной даме, которая загораживает ему «своей кормой» солнце. И даже красивейший водопад в Иматре, куда петербуржцы до революции часто ездили отдыхать, кажется ему «глупым».

Причину горькой мизантропии, возможно, следует искать в детстве. Оно было безрадостным. Детей не баловали, наказывали за малейшую провинность, у них не было ни игрушек, ни праздников.

При всей своей желчности Саша Черный нежно любил «все земное, дышащее и ползающее, летающее и цветущее», как вспоминает товарищ его детства Валентин Андреев: «Он мне сказал раз: никогда не обижай живое существо, пусть это та ракан или бабочка. Люби и уважай их жизнь, они созданы, как и ты сам, для жизни и радости».

Он легко находил общий язык с детьми, а они платили ему ответной любовью. Помня о том, как мучился в гимназии на уроках Закона Божьего, решился пересказать Библию так, чтобы было интересно и понятно детям...

Революцию поэт не принял, как и многие его коллеги по «Сатирикону», так радовавшиеся падению царского режима. Столкновения с революционной лавиной, сметающей все на своем пути, не выдержал. Подобно Аверченко, Тэффи Саша Черный эмигрировал и познал всю тяжесть изгнания. Страшно тосковал по родине. Писал о ней с большой буквы:

...О Тебе, волнуясь, 

вспоминаем, _

Это все, что здесь мы сберегли...

И встает былое светлым раем,

Словно детство 

в солнечной пыли...

В больших городах он жить не хотел, и так случилось, что они с женой осели в Провансе в местечке Ла Фавьер. Ютились по углам у знакомых. Но потом появились деньги – гонорар за книгу «Дневник фокса Микки», написанную в 1928 году. Тогда Саша Черный купил наконец участок земли, построил дом. Прототип главного героя книги – собачки, которая ворует у папаши своей хозяйки Зины карандаши и записывает ими свои размышления о жизни и поэзии, – любимый фокстерьер Саши Черного.

Умер он очень рано даже по меркам той эпохи – в 52 года. Предполагается, что причиной смерти стал сильный стресс – у соседей загорелся дом, поэт помогал его тушить, потом вернулся домой и умер от сердечного приступа.

На родине его забыли. Вплоть до 1960-х годов произведения Саши Черного не издавались. А в 1960 году наконец вышли его стихи в серии «Библиотека поэта» при деятельном участии Корнея Чуковского. Опубликованные «Сатиры» вдохновили Дмитрия Шостаковича на создание одноименного музыкального цикла.

Каждый год, когда близится к концу такая длинная в наших краях зима, мне вспоминаются его строчки:

Создатель мой! Спасибо за весну! 

Я думал, что она 

не возвратится...

#поэзия #литература #день рождения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (6783) от 13.10.2020 под заголовком «Спасибо за весну».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?