«Свобода без границ». В Петербурге открылась выставка о «лихих 90-х»

В Музее искусства Петербурга XX - XXI веков открылась выставка «Лихие 90-е. Свобода без границ», которая заняла все четыре этажа здания на набережной канала Грибоедова. 150 картин, объектов, фотографий, видеоарта, созданных сотней художников, собраны из 20 музеев и частных собраний двух российских столиц.

«Свобода без границ». В Петербурге открылась выставка о «лихих 90-х» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Необходимо сразу предупредить: те, кто ожидает увидеть показ главных направлений в искусстве того времени, произведений их лидеров, расставленных акцентов (насколько убедительно - вопрос другой), будут разочарованы. Это не словарь и тем более не энциклопедия, а показ того, чем жили в то время художники разных поколений. От классика «сурового стиля» Гелия Коржева до мастера перевоплощений Влада Мамышева-Монро. Выставка ориентирована на зрителя, который не будет ежеминутно заглядывать в смартфон, выясняя, сколько раз в Сети упоминается тот или иной художник. А воспримет увиденное на уровне эмоций.

Куратор проекта Ольга Толстая соединила авторов, которые к началу девяностых были сложившимися художниками, и тех, кто только начинал. Напомнила о том, что в девяностые ирония, насмешка, «стеб» как защитная реакция на жизнь во время перемен (вспомним cтарую мудрость) стали ведущим мотивом в творчестве самых разных авторов.

Замечательно о том времени сказано в статье искусствоведа Любови Шакировой в каталоге выставки: «Искусство 90-х отличалось вавилонским многообразием. Художники бросились догонять западные новинки, ловить упущенные направления. Но были и такие, кто счел своим долгом стоять на своем, не поддаваться модным веяниям. Одни уезжали в Нью-Йорк или Париж, другие держали оборону на дачах. В притихшем Петербурге, придавленном титулами бандитской и культурной столицы, мирок искусства пребывал в относительном покое. В отсутствие олигархических инвестиций мало кто грезил о мировом господстве.

Порхали амуры и психеи из Новой академии, «митьки» трезвели и, просветленные, уходили из андеграунда. Разновеликие обитатели Пушкинской, 10, отвоевывали и обустраивали свой дом. В галерею «Борей» манил интеллигентный трэш «Новых тупых», в «Палитре» процветал респектабельный модернизм. В ЛОСХе убаюкивала прощальная краса осенних и весенних выставок».

Отвечая на вопрос нашей газеты: «Как вы прожили девяностые?» - участник выставки скульптор Михаил Едомский рассказал, что сначала была эйфория: свобода творчества соединялась с льготными путевками на знаменитую Академическую дачу в Тверской области. Потом интерес к искусству резко упал, многие художники «сошли с дистанции». Едомский работал дворником, строительным рабочим, «литературным негром» на ТВ, писал краеведческие книги, вступил в Союз писателей. Только на рубеже веков, когда искусством заинтересовались богатые люди, скульптор смог вернуться к своей профессии.

Своеобразным эпиграфом к выставке можно считать два объекта Владимира Козина «Времена года». Художник рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям», что в 1990 году при тотальном дефиците наткнулся в магазине на красные вельветовые рабочие рукавицы. Смешная цена «заставила» купить несколько десятков пар. «Весна» - это рукавицы, держащие зеленые бутылки. «Осень» - держащие газеты с речью Горбачева к годовщине революции. Остальные сезоны не сохранились из-за дефицита места в мастерской. И это тоже примета девяностых.

Выставку лучше смотреть, не придерживаясь строгого маршрута, ведь речь идет о «вавилонском столпотворении». Тут и апокалиптическая картина Коржева «Череп предков» из его серии о «тюрликах», и ироничная «Зина Морковкина встречает моряка дальнего плавания» Владимира Яшке, и драматичная «Вот Христос скитается по Руси» Геннадия Устюгова... Большая видеопрограмма включает известный перформанс Олега Кулика «Бешеный пес» и 10-минутный фильм Ольги Тобрелутс «Горе от ума» с Тимуром Новиковым (Чадский) и Владом Монро (Молчалин).

Как сказал на вернисаже художник Анатолий Белкин, «девяностые уже стали новейшей, но историей. Но мы прожили те годы не зря».

Объективную оценку даст 28 и 29 января приуроченная к выставке научная конференция в помещении «Петербург-концерта».

#музеи Петербурга #выставка #современное искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (6591) от 18.12.2019 под заголовком «90-е мы прожили не зря».


Комментарии