Светопись Петербурга. Центр города на рубеже веков

В Строгановском дворце открылась выставка «Санкт-Петербург в фотографиях 1850 - 1910-х годов» из собрания Русского музея. 264 снимка и 74 открытки, созданные 34 мастерами светописи, показывают, что вид центральной части города, к счастью, мало изменился.

Светопись Петербурга. Центр города на рубеже веков | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Если быть совсем точным, то самый старый снимок на выставке датирован 1845 годом. Это дагерротип неизвестного автора «Картина Петра Басина «Страдания Дмитрия Солунского». Он сделан на выставке в Академии художеств. Кстати, если вы хотите увидеть этот дагерротип, то поспешите. По условиям хранения, он покинет выставку раньше ее закрытия.

Все фотографии можно разделить на две основные группы - это видовые альбомы и репортажная фотография. Подробно показан альбом Альфреда Лоренса «Виды Петербурга», созданный в 1860-е годы. Интересно увидеть, как выглядели тогда Невский проспект и Конногвардейский бульвар. Почти полностью представлены альбомы Карла Буллы. Один был создан к 200-летию Петербурга и показывает главные архитектурные памятники. Другой называется «Императорское воспитательное общество благородных девиц. Смольный. 1905». Прилежные девушки в белых платьях, все - с пышными косами внимают учителю физики...

Важной датой для петербургской фотографии стало 30 мая 1872 года - день празднования 200-летия со дня рождения Петра I. Иван Бианки сфотографировал с Исаакиевского собора молебен у «Медного всадника». Альберт Фелиш зафиксировал вид часовни в «Первоначальном дворце Петра Великого». Так тогда называли домик Петра на Петроградской стороне.

Через год Карл Андерсон снял репортаж об открытии памятника Екатерине II. К редким снимкам относятся «Фарфоровый иконостас Свято-Духовской церкви на Фарфоровском кладбище», «Бюст Елизаветы Петровны во дворе Императорского фарфорового завода», фоторепортажи с выставок в Академии художеств, в Училище барона Штиглица, в Таврическом дворце.

Два жанровых снимка принадлежат Александру Насветевичу. В «Колке льда на Неве» (1888) видно, как десятка два мужиков тянут к берегу громадную глыбу. В 1899 году фотограф сделал снимок первого вербного базара на Сенатской площади. Прежде подобная предпасхальная торговля для небогатой публики с вербой и мелкими подарками проводилась на близлежащих улицах.

Портретов на выставке немного, выделяется снимок Ивана Александрова «Балерина Тамара Карсавина в костюме Коломбины» (1910).

Финальный раздел выставки Русский музей посвятил себе. Здесь и снимки с открытия музея, групповые фото топ-менеджмента и рядовых служителей. Из раритетов - «Квартира великой княгини Екатерины Михайловны в Михайловском дворце». Он сделан Вильямом Классоном в 1894 году через несколько дней после кончины владелицы дворца. Еще через год во дворце будет основан Русский музей.

На снимке неизвестного фотографа показан кабинет коллекционера Александра Коровина. Легко узнать картины, которые сейчас находятся в собрании ГРМ. Например, «Портрет Всеволода Мейерхольда» кисти Бориса Григорьева.

#выставка #культура #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (6290) от 01.10.2018 под заголовком «Светопись Петербурга».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?