2Vtzqv4Hz9U

Светопись Петербурга. Центр города на рубеже веков

В Строгановском дворце открылась выставка «Санкт-Петербург в фотографиях 1850 - 1910-х годов» из собрания Русского музея. 264 снимка и 74 открытки, созданные 34 мастерами светописи, показывают, что вид центральной части города, к счастью, мало изменился.

Светопись Петербурга. Центр города на рубеже веков | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Если быть совсем точным, то самый старый снимок на выставке датирован 1845 годом. Это дагерротип неизвестного автора «Картина Петра Басина «Страдания Дмитрия Солунского». Он сделан на выставке в Академии художеств. Кстати, если вы хотите увидеть этот дагерротип, то поспешите. По условиям хранения, он покинет выставку раньше ее закрытия.

Все фотографии можно разделить на две основные группы - это видовые альбомы и репортажная фотография. Подробно показан альбом Альфреда Лоренса «Виды Петербурга», созданный в 1860-е годы. Интересно увидеть, как выглядели тогда Невский проспект и Конногвардейский бульвар. Почти полностью представлены альбомы Карла Буллы. Один был создан к 200-летию Петербурга и показывает главные архитектурные памятники. Другой называется «Императорское воспитательное общество благородных девиц. Смольный. 1905». Прилежные девушки в белых платьях, все - с пышными косами внимают учителю физики...

Важной датой для петербургской фотографии стало 30 мая 1872 года - день празднования 200-летия со дня рождения Петра I. Иван Бианки сфотографировал с Исаакиевского собора молебен у «Медного всадника». Альберт Фелиш зафиксировал вид часовни в «Первоначальном дворце Петра Великого». Так тогда называли домик Петра на Петроградской стороне.

Через год Карл Андерсон снял репортаж об открытии памятника Екатерине II. К редким снимкам относятся «Фарфоровый иконостас Свято-Духовской церкви на Фарфоровском кладбище», «Бюст Елизаветы Петровны во дворе Императорского фарфорового завода», фоторепортажи с выставок в Академии художеств, в Училище барона Штиглица, в Таврическом дворце.

Два жанровых снимка принадлежат Александру Насветевичу. В «Колке льда на Неве» (1888) видно, как десятка два мужиков тянут к берегу громадную глыбу. В 1899 году фотограф сделал снимок первого вербного базара на Сенатской площади. Прежде подобная предпасхальная торговля для небогатой публики с вербой и мелкими подарками проводилась на близлежащих улицах.

Портретов на выставке немного, выделяется снимок Ивана Александрова «Балерина Тамара Карсавина в костюме Коломбины» (1910).

Финальный раздел выставки Русский музей посвятил себе. Здесь и снимки с открытия музея, групповые фото топ-менеджмента и рядовых служителей. Из раритетов - «Квартира великой княгини Екатерины Михайловны в Михайловском дворце». Он сделан Вильямом Классоном в 1894 году через несколько дней после кончины владелицы дворца. Еще через год во дворце будет основан Русский музей.

На снимке неизвестного фотографа показан кабинет коллекционера Александра Коровина. Легко узнать картины, которые сейчас находятся в собрании ГРМ. Например, «Портрет Всеволода Мейерхольда» кисти Бориса Григорьева.

#выставка #культура #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (6290) от 01.10.2018 под заголовком «Светопись Петербурга».


Комментарии