Свет стал душой фарфора

В Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Метаморфозы фарфоровой пластики Инны Олевской».

 Свет стал душой фарфора | ФОТО предоставлено пресс-службой музея

ФОТО предоставлено пресс-службой музея

Фарфор демонстрирует нам торжество хрупкости. Старинный фарфор, который мы видим в музеях, пережил на своем веку столько бурных событий, но уцелел в отличие от Российской империи, которая сто лет назад разбилась вдребезги.

Но остался знаменитый фарфоровый завод, который нынче вновь называется Императорским. Существующий при нем музей уже несколько лет входит в состав Государственного Эрмитажа. Фарфоровые выставки в Эрмитаже стали хорошей традицией. Они знакомят нас и с историей русского фарфора, и с работами современных художников.

Несколько месяцев в Главном штабе демонстрировалась выставка главного художника Императорского фарфорового завода Нелли Петровой, а в Ротонде Зимнего дворца - фарфоровые цветы Владимира Каневского, живущего и работающего в США. Теперь есть возможность ознакомиться (или встретиться вновь) с творчеством художника Императорского фарфорового завода Инны Олевской. Она работает там почти полвека. Хрупкая, изящная, она сама кажется сделанной из фарфора. Но за этим балетным изяществом - сильный характер, который позволил ей смело «переформатировать» искусство фарфора.

Инна Олевская работает на стыке разных видов искусства - декоративно-прикладного и высокого, скульптуры, живописи, дизайна, отчасти - архитектуры и театра, немного - поэзии. Она порой создает композиции на темы, которые, казалось бы, далеки от тихой фарфоровой красы: «Тусовка», «Тревога» или «Чечня». Но в фарфоре довольно часто отражались исторические события и знаковые для той или иной эпохи персонажи. Так было и в императорские времена, что уж говорить о знаменитом агитационном фарфоре, создаваемом в первые послереволюционные годы мастерами русского авангарда.

Фарфор - материал сложный, но художница умеет как-то даже не укрощать его, подчиняя своей воле, а словно договариваться с ним. Она создает не только утилитарные предметы, но и различные арт-объекты и даже сложные архитектурно-пространственные композиции. Одна из самых известных таких работ называется строкой из пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери» - «Гений и злодейство - две вещи несовместные»: музы, ангелы, поэты, музыканты. Когда-то итальянский сценарист Тонино Гуэрра, выставки которого, кстати, тоже были в Эрмитаже («Фантастический словарь» в 2004 году и «Мед» в 2010 году), хотел украсить фигурой Музы, созданной Инной Олевской, свой Сад забытых фруктов. Инна дружила с ним, соратником великого Феллини. Созданная ею инсталляция «В том доме розовом не слышно голосов» (2014) посвящена памяти Тонино Гуэрры.

Сама художница, родившаяся и выросшая в Киеве, приехала в Ленинград совсем юной, поступила в Мухинское училище. Тогда она еще не помышляла о фарфоре. Как рассказывает она сама, главным учителем стал сам город, который словно околдовал ее.

Другим учителем стал художник ЛФЗ Владимир Городецкий, который заметил ее работы и предрек успех. В творчестве Олевской нередко усматривают отголоски «Мира искусства», Серебряного века. Но, по ее словам, главным художественным потрясением, давшим толчок к творчеству, для нее стали работы Александры Щекатихиной-Потоцкой, а также агитационный фарфор времен авангарда. Известно, что Щекатихина-Потоцкая стремилась наделить фарфор новыми качествами, например, роспись в ее работах получила самостоятельное, а не прикладное значение. Многие ее росписи можно назвать живописью, только не на холсте, а на поверхности фарфора. На выставке есть портрет Щекатихиной работы Инны Олевской, выполненный в этой манере.

Один из экспериментов Инны Олевской связан с Казимиром Малевичем. В 2002 году она впервые расписала супрематические формы его знаменитого чайника и получашек. Среди ее известных ныне творений тоже есть чайники, которые с первого взгляда кажутся сумочками с золотыми логотипами итальянских модельеров Доменико Дольче и Стефано Габбаны, бывших в постперестроечной России символами гламура. Есть на выставке и коллекция фарфоровых туфелек, и помады любимых ею самой цветов: все оттенки красного и лилового.

А вот необычный натюрморт в революционном стиле далек от гламура. Коробок спичек с плакатом Моора на этикетке «Ты записался добровольцем?», обрывок газеты «Правда», пачка «Беломора» и вытащенная из нее папироса. Мне кажется, это реплика в диалоге с Карлом Фаберже, создавшем в 1906 году знаменитое настольное украшение - «русский натюрморт» с граненым стаканом водки, окурком, яичницей, селедкой и обрывком газеты. Только это, конечно, не большевистская «Правда», а вполне себе еще буржуазные «Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» за 18 октября 1905 года с текстом «Высочайшего манифеста об усовершенствовании государственного порядка», подписанного Николаем Вторым. У Фаберже все эти прозаические предметы сделаны из серебра, хрусталя, кварца, янтаря. У Инны - из фарфора, который она почитает драгоценным материалом, душа которого - свет.

В дар Эрмитажу Императорский фарфоровый завод передал фарфоровую композицию Инны Олевской «Путешествие в прошлое» (2012).

#фарфоровая пластика #Инна Олевская #Эрмитаж

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.