Судьбы в зеркале витрин. Чем интересна выставка «Ценности вне времени...»
Выставка «Ценности вне времени...» в Этнографическом музее посвящена людям, благодаря которым было сформировано музейное собрание, – собирателям, археологам, этнографам.
Фото предоставлено пресс-службой Этнографического музея
На первый взгляд, это просто ряд витрин с экспонатами – красивыми, познавательными, иногда забавными. Тут есть народные костюмы и утварь. Светильник, кофемолка, огниво, цедилка для молока, махалка от мух из хвоста яка _ найдется все. Необыкновенно симпатичны детские игрушки – тряпичные куклы, маленький самострел, модель рыбацкой лодки, свистульки и даже миниатюрный велосипед. Хороши ковры и коврики, изразцы и женские украшения...
Если присмотреться, поражает широта географии. Тут представлены традиционные культуры саамов Норвегии и Финляндии, уйгуров Восточного Туркестана, сахалинских нивхов, персов, финно-угорских и тюркских народов Поволжья, многих других народностей.
Как рассказывает куратор выставки Светлана Романова, делали эту экспозицию силами всего музея. Старались показать то, что давно не выставлялось, отбирали уникальные раритеты и артефакты. Но главная идея заключалась в том, чтобы отразить в зеркале витрин интересы тех, кто эти раритеты собирал. Каждый из комплексов – рассказ о человеке, личности. Не прямой, опосредованный, но внятный. Особенно если дополнить его полезной информацией, которая представлена на сайте Этнографического музея и на самой выставке – в форме интерактивной программы. Воспользовавшись специальным терминалом, посетитель может увидеть лица главных героев, изучить их краткие биографии, просмотреть архивные документы.
И узнать, что Александр Лаврентьевич Мелков, этнограф, художник и фотограф, в 1929 году возглавивший Каракалпакскую экспедицию, особенно интересовался ковроделием, именно поэтому «его» витрина посвящена коврам. А Самуил Мартынович Дудин, прекрасный собиратель, был не только знаменитым в свое время фотографом, но и теоретиком этнографической фотографии, автором полезных статей. В числе прочего он описал и свою работу в этнографической экспедиции. Рассказал, как возил с собой целую фотолабораторию. Она занимала отдельную палатку, в которой Дудин проявлял и печатал снимки. А ведь снимали тогда на стекла, и маршруты этнографа пролегали в Средней Азии по горам и пустыням... На выставке можно увидеть фотографии Самуила Мартыновича.
Евгений Робертович Шнейдер тоже занимался не только этнографией и археологией. Он был еще и лингвистом. В рамках программы создания письменности для малых народов Шнейдер составил первый удэгейский алфавит, первый удэгейский букварь под названием «Наша грамота»... И так с каждым из двадцати героев – ученых, полностью поглощенных своим делом, пожертвовавших ради него комфортом и многим другим.
Этнографический музей не в первый раз посвящает выставку собирателям своих коллекций. Теперь кураторы постарались рассказать о тех, кто еще не попадал в фокус внимания. Они выбрали 20 человек. Среди них – ученые и студенты, мужчины и женщины, сотрудники музея и так называемые корреспонденты (местные жители, интересующиеся культурой своего народа, – учителя, врачи, военные, мещане, купцы). Все они участвовали в составлении коллекций с 1902 года (когда был учрежден Этнографический отдел Русского музея, потом отделившийся от него) до начала 1930-х. Несмотря на политические и социальные потрясения, программа, разработанная при основании, продолжала выполняться. В собрание продолжали поступать предметы быта народов, «обитающих в России и непосредственном соседстве с нею».
Это было тяжелое время – война, революция, репрессии. Многие из тех, кем теперь гордится Этнографический музей, были уволены, арестованы, осуждены. Некоторые вернулись, другие погибли. Всем им посвящается эта выставка, которая построена наподобие четок – перебирая бусину за бусиной, витрину за витриной, вспоминаем имена и судьбы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6940) от 08.06.2021 под заголовком «Судьбы в зеркале витрин».
Комментарии