Судьба по‑русски. Исполнилось 100 лет со дня рождения Евгения Матвеева

8 марта исполнилось 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Евгения Матвеева.

Судьба по‑русски. Исполнилось 100 лет со дня рождения Евгения Матвеева | ФОТО: Public Domain

ФОТО: Public Domain

«Это необыкновенная профессия. Мы творим из самих себя, из своего сердца, из своей крови и нервов. Актерская профессия — музыкальная. Мы разрабатываем партитуру роли. Мы с вами — чувство, солнце, слово, листья… Бриллиант в золотой оправе — вот что такое актер. У актера душа должна быть летящей. Дома, как скрипку, настраивайте себя…», — говорил он своим ученикам, когда, уже будучи зрелым мастером, преподавал во ВГИКе.

В селе Новоукраинка, где родился Матвеев, не было ни театра, ни даже кино.

Только тяжелая работа. «Возил пахарям из села в поле в бочке воду, ездил с грабкой по жнивью, подбирая разбросанные валки соломы, водил лошадей по борозде, собирал колоски…», — вспоминал он трудное детство.

Но артистическая натура давала себя знать. На заработанные деньги мальчик купил балалайку, научился по слуху подбирать мелодии. «Собирались возле нашего двора женщины, усаживались на бревно у плетня и просили: «Женько, спивай!», — писал он впоследствии о том, как стал «первым парнем на деревне».

А когда переехал с мамой в небольшой городок, обрадовался, что при школе был драмкружок. Ступив на сцену, ребенок понял: вот его мир. В 16 лет бросил школу и сбежал в Херсон, где поступил в местный театр.

В 1940‑м году на один из спектаклей пришел Николай Черкасов, бывший в Херсоне на гастролях. Он обратил внимание на одаренного юношу и посоветовал ему учиться дальше.

Матвеев послушался и, на свой страх и риск, отправился в Киев. Его приняли на актерские курсы Александра Довженко. Но вскоре ввели плату за обучение, а денег у Матвеева не было. Его отчислили. И тогда Довженко внес свои личные средства.

Все складывалось хорошо, но началась война. Его направили на учебу в военно-пехотное училище, потом оставили преподавать. Матвеев рвался на фронт, но его так и не отправили на передовую.

После войны молодой артист попал в театр «Красный факел» в Новосибирске. И опять счастливый случай или воля судьбы — гастроли в Ленинграде, где на него обратили внимание ведущие режиссеры.

«Я играл в «Кандидате партии», «Вей, ветерке». Очевидно, мои работы в этих спектаклях не остались незамеченными, так как поступили приглашения от Г. А. Товстоногова в театр имени Ленинского комсомола, от К. В. Скоробогатова — в Академический театр драмы имени Пушкина, от М. И. Царева — в Малый театр», — рассказывал артист много лет спустя.

В результате Матвеев оказался в Москве, в Малом театре, который называют Домом Островского. На прославленную сцену он вышел впервые в роли Незнамова в спектакле «Без вины виноватые».

Тогда же начал сниматься в кино. Успех и известность пришли к артисту после фильма Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу».

Роль Макара Нагульнова в «Поднятой целине» Александра Иванова, экранизации романа Михаила Шолохова, заслуженную славу упрочила. Предложение сыграть эту роль стало для него счастьем. Работа над ролью шла сложно. И вдруг… «Бывает же такое: на кургане, в степи, я обратил внимание на дикий тюльпан. От сильного ветра он сгибался и своими алыми лепестками почти доставал землю. Тонкий стебелек пружинил и выпрямлялся. В этом сопротивлении цветок был потрясающе красив и величествен… Меня какая‑то неведомая сила словно ударила током: в одно мгновение я ощутил и жар, и холод. В тюльпане я вдруг увидел родного мне Макара Нагульнова и почувствовал образ во всей его эпической и поэтической красе. Таким я и стремился донести своего Макара до зрителя», — вспоминал артист.

В 1964 году на экраны вышел фильм Михаила Ершова «Родная кровь», он стал лидером советского проката. Матвеев сыграл здесь в дуэте с латышской актрисой Вией Артмане. В основе — повесть Федора Кнорре о том, как свела судьба танкиста Владимира, ехавшего из госпиталя на побывку домой, и паромщицу Соню. Это, как говорил Матвеев, «простая, поэтическая мелодрама». История о войне, о смерти, благородстве. И о любви — не страстной, сметающей все на своем пути, а нежной и хрупкой. Фильм тронул сердца миллионов зрителей. Картина получила несколько кинопремий, в том числе награду «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.

Матвеев был и режиссером. Он снял десятки фильмов, самые известные — «Любовь земная», «Судьба» и «Любить по‑русски», которые часто показывают по телевизору и сегодня.

Артист написал книгу воспоминаний, которую назвал «Судьба по‑русски», соединив названия двух своих картин.

Его судьба, судьба человека из народа, ставшего артистом и режиссером, любимым миллионами, действительно, неотделима от России, ее сложной истории в XX веке.


#артист #народный артист #режиссер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (7124) от 09.03.2022 под заголовком «Судьба по‑русски».


Комментарии