«Страшный суд» ненадолго
В Гербовом зале Зимнего дворца представлена картина Джованни Баттиста Тьеполо «Страшный суд». Она приехала в наш город из паллаццо Леони Монтанари в Виченце. Пробудет недолго, лишь до 16 июня. Выставка серии «Шедевры музеев мира» организована Эрмитажем совместно с галереями Италии.

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА
Тьеполо создавал произведения на исторические, мифологические, религиозные, литературные темы, писал портреты. Художник оставил много подготовительных рисунков и эскизов, работал в жанре печатной графики. Внимание к себе он привлек картинами для венецианских церквей. Его фрески в Архиеписковском дворце в Удине, созданные в 1720-е годы, отличает живописное мастерство и свобода в трактовке традиционных сюжетов Священного Писания. О декоративном таланте художника свидетельствуют монументальные картины на тему древнеримской истории, выполненные для паллаццо Дольфин в Венеции. Пять из них хранится в Эрмитаже.
Особую известность, в том числе и в России, Тьеполо получил как автор плафонов для церквей и дворцов. Три больших плафона за полгода он создал для дворца вице-канцлера Михаила Воронцова, построенного по проекту Бартоломео Растрелли на Садовой улице. Они произвели большое впечатление на современников, но, к сожалению, не дошли до наших дней.
Известно, что Тьеполо намеревался создать плафон для церкви Зимнего дворца. Работу выполнил ученик мастера Франческо Фантебассо. Плафон уничтожил пожар 1837 года.
«Страшный суд», выставленный в Гербовом зале Зимнего дворца, скорее всего, эскиз для потолка церкви или капеллы католического храма. Его предназначение точно не установлено, как и дата написания. Одни исследователи предполагают начало 1730-х годов, другие 1745 - 1748 годы. Тьеполо писал эскизы бегло, они похожи на наброски. «Страшный суд» - законченное произведение. Не исключено, что оно служило образцом для одного из учеников мастера.
До 1980 года картина находилась в частных собраниях. Теперь она постоянно экспонируется в палаццо Леони Монтанари. Дворец в центре Виченцы был заложен в 1678 году, строился два десятилетия и сохранил исторический облик. С 1999 года в нем хранятся художественные коллекции, принадлежащие банку «Интеза Сан Паоло». Среди них одно из лучших за пределами нашей страны собраний древнерусских икон, в числе которых есть произведения XIII века. Здесь же экспонируются картины венецианских мастеров XVIII столетия.
«Страшный суд» дополняет богатую коллекцию картин Тьеполо, хранящуюся в Эрмитаже.
Материалы рубрики
«Петербург-концерт» устроит в Эрмитаже День Рахманинова
Творение Росси. Исполняется 30 лет с момента передачи восточного крыла Главного штаба Эрмитажу
Михаил Пиотровский. Музейные спутники меняют орбиты
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии