Стихи в облаках. Стефания Данилова — о поэзии и прозе жизни

Современная поэзия «витает в облаках», но не в тех, что плывут в небесах, а в компьютерном облачном сервисе, виртуальном хранилище информации, памяти и чувств. Сегодня стихи читают, глядя в планшет или смартфон. Поэзия уже лет двадцать живет в Сети. Петербургский поэт Стефания Данилова поначалу тоже стала известной в Интернете. Первое стихотворение написала, когда ей было без малого четыре года. Первый сборник «Реминисценции» вышел, когда Стефании было 17. Сейчас ей нет еще тридцати, а на ее счету 20 книг. Совсем недавно вышли еще две — «Лучшее за Х лет» и сборник коротких стихотворений «Таблетка под языком». У Даниловой огромное количество подписчиков, которые читают ее стихи, обсуждают их, делятся переживаниями. Самые популярные ее стихи растащены по просторам Интернета, иногда без указания авторства.

Стихи в облаках. Стефания Данилова — о поэзии и прозе жизни | Фото Николая АЛЕКСАНЯНА

Фото Николая АЛЕКСАНЯНА

До сих пор существует стереотип, что поэт — не от мира сего. Стефания совсем другая. Она живет активно, на большой скорости. Участвовала в десятках поэтических конкурсов и сама организовывала проекты для молодых поэтов. В прошлом году получила Молодежную премию правительства Санкт-Петербурга в номинации «Общественная деятельность» за всероссийский поэтический проект «ВПрофессии».

Стефания ДАНИЛОВА и обозреватель Зинаида АРСЕНЬЕВА беседовали о поэзии и прозе жизни, о высоком и житейском, и даже о том, как стать известным и популярным.

— Какие поэты вам близки?

— Мне с детства нравилась поэзия Серебряного века. Если говорить о самых-самых любимых, то это Марина Цветаева и Иосиф Бродский.

— А кто из современных стихо­творцев для вас важен?

— На моих полках целая коллекция современной поэзии! Расскажу о находках последнего времени. Есть замечательный автор Александр «Сэро» Коньков. Мы с ним были в Омске, и я увидела, как он выступает, с какой силой, энергией овладевает ­аудиторией — все перестают ковыряться в телефонах и слушают.

Хотелось бы выделить Киру Грозную, главного редактора журнала «Аврора». Она известна как прозаик, ее меньше знают как поэта. Это жаль, потому что она классик петербургской школы. Из питерских я еще очень люблю стихотворения Юлии Курмилевой, написанные в жанре темного романтизма.

И отмечу отдельно аудиостих Антона Пинчукова, выступающего под ником «Чарословъ»: «Любовь ­вместо пороха». Эта вещь сопровождает меня уже третий год и служит напутствием в сложные моменты жизни. На бумаге совсем не так, как если слушать с музыкой.

Чудесные представители Московского театра поэтов: Влад Маленко и Александр Антипов. И, конечно, Дана Курская — я училась на ее курсах литературного мастерства. В ее стихах невозможная жажда жизни. Вот, пожалуй, мои любимые авторы сегодняшнего дня.

— А из зарубежных?

— Очень люблю Сильвию Платт. Это американская поэтесса, по ее творчеству я писала магистерскую диссертацию. Меня многое с ней роднит, даже в биографии: ранняя смерть отца, первые награды, полученные в 15 лет, стремление к творчеству и даже любовь к суркам. И в личной жизни много пересечений. Но она покончила с собой в достаточно молодом возрасте. Я же люблю жизнь и за многое ей благодарна.

— Что скажете о технике стихосложения — ее следует изучать?

— Обучение должно проходить в комплексе. Нужно учить не только тому, как делаются стихи, но и что с этим своим поэтическим даром делать дальше — ­арт-менеджменту, PR. Где и как выступать, публиковаться, составлять подборки, строить «архитектуру концерта»… У меня есть литературная студия ­«Ультрейя». Мы занимаемся дистанционно. Я не записываю видео, не устраиваю конференции в Zoom, а пишу лекции в текстовом виде. Ученики сами предлагают темы.

— На ваш взгляд, почему поэзия снова сегодня востребована, в том числе у совсем молодых людей?

— Поэзии сейчас далеко до той популярности, которая у нее была в эпоху шестидесятников, — говорю это как исследователь, как автор кандидатской о продвижении современного поэта. Сегодня ­поэзия выигрывает, когда работает в синтезе, симбиозе с другими жанрами. Это интерактивы в ­соцсетях, мелодекламация, тик-токи на стихи, чтецы как популяризаторы жанра, реалити-шоу, пограничные жанры вроде рэпа, тусовочный принцип объединения молодых поэтов… Поэзия очень «кластерна», и в каждом кластере свои боги. Развит феномен «широкой известности в узких кругах». Известность в широких кругах получают те, кто присутствует на наибольшем количестве площадок и с каждой умеет выстраивать свою историю. Конечно, ничто не заменит ­просто текст без спецэффектов. Но все же человек так устроен, что ему нужны хлеб и зрелища. Это архетипическое. Я даже создала чат, где творцы ищут творцов.

— Как вы строите свои выступления на публике?

— Иногда это просто чтение, иногда перформанс, иногда иммерсивное шоу. Меня связывает многолетняя творческая дружба с композитором Петром Малаховским. Мы написали с ним альбом «Окно» на мои стихи. Сейчас работаем над новым, в который войдут мои лучшие стихи за Х лет. Я создаю концерты в клубах, квартирники, даже «морники» (в Салониках, у моря) и «пиццерийники». Вот в этой самой пиццерии, где мы с вами сидим сейчас, был полный зал народу. Когда я ехала на встречу с вами в метро, думала о летних концертах — так называемых природниках. Я живу сейчас и в Москве, и в Петербурге. В обоих городах много великолепных парков.

— Должен ли поэт откликаться на «злобу дня»? Писали вы о ковиде, например?

— Да, написала два стихотворения. Первое — про личный коронавирус живых эмоций. Был период в самом начале пандемии, когда я не могла чувствовать ничего: ни тепла, ни дружбы, ни любви… Все эмоции отключились. Позже поняла, что это был настоящий ковид, но бессимптомный. Эта болезнь обостряет депрессию.

Когда болела уже реальным ковидом, написала стихотворение «Мир без тебя». Не о романтическом персонаже, а о тебе самом. Вот ты лежишь, болеешь, а мир существует без тебя. Была настолько слаба, что не могла ходить. Могла только печатать на клавиатуре. Вот несколько строк:

Мир без запаха и без вкуса. 
Без объятий. И без людей.
Без сомнительного искусства 
танца в зареве площадей.
Это чай, а быть может, кофе? 
Это кофе, а может, чай?
Заперта, как гитара в кофре. 
Дозвонишься ли до врача,
если госпиталь под завязку, 
если сотни — на ИВЛ?..


Что касается «злобы дня»… Если внутри ты откликаешься, нужно дать отклику выход. Но не надо сидеть перед монитором или над ­листом бумаги и вымучивать. Люди почувствуют фальшь.

#стихи #поэзия #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 88 (7171) от 19.05.2022 под заголовком «Стихи в облаках».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?