Стартовал фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva

В Москве и Петербурге стартовал международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva.

Стартовал фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva | фото Полины КоролЕвОЙ/предоставлено пресс-службой фестиваля

фото Полины КоролЕвОЙ/предоставлено пресс-службой фестиваля

Вклад Context,а в развитие современной хореографии трудно переоценить. У нас танцевальный эксперимент многими сторонниками академических традиций до сих пор считается чем-то вроде подвальной самодеятельности. Фестиваль и международный авторитет Дианы Вишневой из года в год содействуют повышению профессионального и культурного статуса российской современной хореографии и ускоряют процесс ее интеграции в мировой контекст.

Организация столь масштабного фестиваля в наше время, когда любое массовое мероприятие находится под угрозой отмены, – подвиг. Больше всего пострадала международная часть программы: «Ревизор» Кристал Пайт перенесен на сентябрь 2021 года, визит хореографа Охада Наарина не состоится вовсе. Тем не менее организаторы постарались максимально восполнить потери. С этой целью была расширена параллельная программа, а также запущена онлайн-платформа, позволяющая любителям танца разных стран приобщиться к событиям фестиваля.

С первых лет Context нацелен на профессионализацию российского современного танца, за что отвечает широкий спектр образовательных мероприятий. В этом году просветительская часть представлена дискуссиями, мастер-классами, лекциями, кинопрограммой, а также спецпроектом фестиваля и сайта «Арзамас» о постановке «Шахерезада» Пермского театра оперы и балета.

Офлайн-программа фестиваля стартовала в московском «Гоголь-центре» традиционным конкурсом молодых хореографов. К сожалению, в Петербурге данное мероприятие пришлось отменить из-за карантинных ограничений. Однако организаторы молниеносно приняли решение показать конкурс онлайн, в результате чего выиграли все: трансляцию вечера посмотрели более 235 тысяч зрителей. Молодых авторов не ограничивали в выборе лексики и выразительных средств, поскольку, в соответствии со знаменитой фразой классика современного танца Пины Бауш, не так важно, как люди двигаются, важно, что ими движет. 80-летию со дня рождения этого выдающегося немецкого хореографа посвящен нынешний Context.

Жюри в составе Дианы Вишневой, Лорана Илера и Ольги Пона признало победителем петербургского хореографа Эрнеста Нургали. Выпускник кафедры режиссуры балета Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, руководитель Nurgali Dance Company и педагог студии Context Pro, Нургали работает в современной балетной эстетике. Его дуэт Gentle hearts отличался композиционной и драматургической цельностью, умением с помощью танца создавать яркие пластические метафоры. Особую выразительность приобретали руки, то бессильно повисшие, то сплетающиеся в нежных объятиях, то напоминающие крылья раненых птиц. Рискованная тема однополой любви была решена хореографом и артистами (Евгений Ганеев, Ильдар Соколов) в сдержанно-лирической манере. Помимо приза жюри (грант на стажировку в одной из ведущих компаний современного танца) Нургали стал фаворитом онлайн-голосования и обладателем спецпремии «Вне границ». Воспитанница Николая Боярчикова петербурженка Ирина Сергеева показала неспешную поэтичную зарисовку ZI-MA. Пять танцовщиц в белоснежных платьях напоминали «дунканисток» 1920-х, а в их танце эхом проступали отголоски древних мистериальных плясок и ритуальных молитв.

Приз зрительских симпатий получил дуэт Sak-Sok Нурбека Батуллы (Казань). Широкая публика узнала о Батулле в 2018-м, когда он получил «Золотую маску» за исполнение спектакля «Зов начала (Алиф)». Его собственная постановка также обращена к родовой памяти. Древняя татарская история о поссорившихся и проклятых матерью братьях-близнецах станцована артистами (Батулла и Марат Казиханов) с таким отчаянием и звериной яростью, что их брутальная энергетика ощущалась даже через экран.

Формулами классического экзерсиса оперирует солист театра «Урал Опера Балет» Игорь Булыцын. Его «Астматический этюд» выделялся юмористическим посылом, однако прочувствовать его в полной мере помешало недостаточное мастерство артистов, увязших в темпах и лексических сложностях.

Интересной работой с пространством привлекла «Клетка» Ольги Рыжковой, артистки танцевальной труппы Воронежского камерного театра. Однако спектаклю не хватило драматургического и смыслового развития: существование людей в клетках-сотах было предсказуемо агрессивным и не получало должного разрешения в финале.

Из работ лауреатов прошлых лет яркое впечатление оставил спектакль «Воздух» Ольги Лабовкиной (Минск), показанный в пространстве «Севкабель Порта». Одноименная миниатюра принесла автору победу на конкурсе 2017 года, а затем выросла в полнометражную постановку. Спектакль о хрупкости и эфемерности жизни, в которой все нестабильно и может исчезнуть в одночасье, оказался необычайно созвучным нынешним пандемийным реалиям.

На этом фестиваль не заканчивается. Впереди – события параллельной программы и гастроли Пермского балета со спектаклями «Шут» и «Шахерезада» Алексея Мирошниченко. Главные партии в последнем исполнят Диана Вишнева и Эван Макки.

#фестиваль #танцы #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (6799) от 05.11.2020 под заголовком «Расширение контекста».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?