2Vtzqv4Hz9U

Старинная дача Василия Громова станет центром искусств

«Санкт-Петербургские ведомости» постоянно следят за судьбой дачи купца Василия Громова (улица Академика Павлова, 13) – редкого памятника деревянной архитектуры. Еще пять лет назад само существование неэксплуатируемого здания выглядело проблематичным. Сейчас речь идет о том, как сделать в нем молодежный культурный центр городского масштаба.

Старинная дача Василия Громова станет центром искусств | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Реставрационные работы на даче Громова велись последние годы по программе КГИОП. Схема вполне традиционная. Сначала – противоаварийные работы, укрепление фундамента, очистка подвалов. Затем – реставрация крыши, стен, перекрытий. Наконец – реставрация фасадов, металлодекора парадного крыльца, украшенного фигурами грифонов. Все работы были завершены осенью прошлого года. За пять лет из бюджета Петербурга на реставрацию дачи Громова выделено 285 млн рублей.

Если учесть, что ранее была проведена реставрация Лопухинского сада с восстановлением пейзажной планировки и очисткой водоемов, то вид двухэтажной дачи на берегу пруда радует глаз. Теперь за дальнейшую судьбу здания отвечает администрация Петроградского района.

На нашу просьбу посмотреть дачу внутри нас не только пустили туда. В качестве экскурсоводов выступили Иван Громов, глава администрации Петроградского района, и Инна Нарышкина, начальник сектора молодежной политики.

На парадном крыльце дачи Василия Громова его однофамилец Иван Громов сообщил, что сейчас готовится проект приспособления здания для Центра искусств. Проектирование должно завершиться в нынешнем году. Если город выделит все необходимые средства, то работы по реставрации интерьеров, установке технического оборудования, мебели и т. д. можно завершить к концу 2022 года. Но по понятным причинам процесс финансирования может затянуться, что, соответственно, отодвинет дату открытия центра искусств.

На вопрос о назначении нового учреждения Громов ответил так: «Миссия Центра искусств, его генеральная линия – развитие творческой личности, начиная с возраста от десяти лет, поддержка молодежных инициатив, предоставление возможности для постановок молодым режиссерам, места для выступлений молодым музыкантам. В Петербурге много мест, где можно получить классическое образование, а наш Центр искусств будет творческой мастерской. Там смогут одновременно заниматься более ста человек. Мы не собираемся проверять петроградскую прописку. Пропуском станут одаренность и желание работать».

Ведя к парадному входу, глава районной администрации продолжил: «По нашей задумке, в здании дачи главным станет театральный центр. В громовские времена эта дача была знаменита своей театральной гостиной. Мы планируем создать музыкальный центр для занятий на музыкальных инструментах и вокалом. Важным для нас является создание уличного театра. Сценой для него станет Лопухинский сад, который является неотъемлемой частью ансамбля дачи Громова. Однозначно будет постоянно действующая экспозиция с предметами и фотографиями середины XIX – начала ХХ века, связанная с историей усадьбы, а также выставки на эту тематику. Возможно, в ходе освоения пространства мы придумаем и другие формы творческой активности. Все помещения центра изначально задумываются как многофункциональные».

Дача Громова2_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Помня долгую историю борьбы градозащитников против застройки части сада, мы задали вопрос о будущем этой территории. По словам Ивана Громова, «на участке площадью 40 соток расположена водно-моторная станция. Если город обменяет эту землю у частного собственника на другую, то мы разместим здесь свой центр для занятий спортом на воде».

По самому зданию дачи нас повела Инна Нарышкина. «Все, что вы видите внутри здания, это «расчистка внешнего контура» – исторические стены, их переносить нельзя, – рассказала она. – Сохранившиеся элементы интерьеров – три камина, лепнина и росписи на потолках, находящиеся в нескольких залах, законсервированы и будут отреставрированы в ходе приспособления здания.

На первом этаже, за вестибюлем, по центру здания будет находиться наше главное пространство – театральный зал с большими окнами и дверями, выходящими в сад, на площадку перед прудом. Она дает большие возможности уличному театру. Но не только: в теплый сезон мы планируем проводить выставки и праздники. Там можно устроить небольшой амфитеатр».

По словам Нарышкиной, слева от главного входа в здание расположится театральная гостиная для небольших спектаклей и творческих встреч. Между ними удачно расположена небольшая комната, которую можно использовать как гримерку. Справа от входа – музейная экспозиция и два выставочных зала для молодых художников.

Второй этаж будет отдан музыкальному центру – правая лестница ведет к вокальным классам и к студии звукозаписи. В центральном зале на втором этаже разместится концертный зал, оснащенный современной звуковой и световой техникой. Левая часть второго этажа с красивой верандой может использоваться как выставочное пространство. «Но идея многофункциональности для нас – важнейшая, – подчеркнула Инна Нарышкина. – Поэтому там могут быть и другие сценарии, например, проведение концертов. Больше того, можно в какой-то момент использовать все две тысячи квадратных метров дачи Громова для какого-то одного события, например, фестиваля искусств».

Выйдя на улицу, мы обратили внимание, что на здании № 13А, которое примыкает к даче Громова, нет вывески. Осталась только огромная мемориальная доска 1967 года о награждении памятным знаменем Ленинградской дирекции радиовещания и радиосвязи. Между тем именно отсюда в 1938 году состоялась первая телевизионная передача. Место, достойное отдельного музея. Но это уже другая история.

КСТАТИ

Дача Громова была построена в 1850-х годах архитектором Георгием Винтергальтером и является примером ранней эклектики с использованием классицистических мотивов. Прежде участок принадлежал князю Петру Лопухину, откуда название сада. Василий Громов, потомственный купец, занимался поставками леса для строящейся железной дороги Петербург – Москва, принимал участие в постройке через Неву постоянного Николаевского моста. Был известным меценатом, поддерживал молодых актеров, проводил музыкальные праздники. В послевоенное время в здании располагался Дом пионера и школьника. В 1926 году сад получил имя Феликса Дзержинского, историческое название возвращено в 1991-м.


#реставрация #дача #памятники архитектуры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (6956) от 01.07.2021 под заголовком «Громов и Громов».


Комментарии