Фоторепортаж «От советской эпохи до великих кутюрье» – в РОСФОТО

Выставка фотографий Владимира Сычева «От советской эпохи до великих кутюрье», которая открылась в музейном центре РОСФОТО, первая в Петербурге и показывает примерно десятилетний период карьеры автора. Это не ретроспектива, а размышление о судьбе русского фотографа второй половины ХХ века в 52 черно-белых снимках.

Фоторепортаж «От советской эпохи до великих кутюрье» – в РОСФОТО  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сычев родился в 1945 году в Казани, окончил знаменитый КАИ - Казанский авиационный институт, два года работал инженером на «Байконуре». В 1972-м перебрался в Москву, занимался книжным дизайном, увлекся уличной репортажной фотографией, но показывал ее только у себя дома. Там же проводил выставки неофициальных художников, дружил с Александром Арефьевым. В 1980 году Сычев эмигрировал и на 32 года поселился в Париже, про который и сейчас говорит с трепетным уважением.

На наш вопрос: «Почему уехали?» - отвечает так: «В этом не было никакой политики, я не был политическим активистом. Хотелось увидеть мир. Если бы тогда можно было путешествовать и возвращаться, то не уехал бы».

Знакомые дипломаты помогли Сычеву вывезти весь архив, ему удалось показать снимки редакторам журналов и фотоагентств. Последовали большие публикации в «Пари-матч» и других новостных изданиях. Мэтр французской фотографии Марк Рибу нашел Сычеву хорошего печатника. Русского заметил Хельмут Ньютон, после этого никому не известный в мире фэшн-фотографии Сычев получил годичный контракт в парижском Vouge. Он проработал там два года и по собственному желанию ушел в репортажную съемку. Снимал французских президентов: Валери Жискар д,Эстен уделил ему два часа вместо договоренных 20 минут. Ездил на военные конфликты, зафиксировал падение Берлинской стены, фотографировал августовский путч в Москве. В последние годы Сычев уже не работает репортером, живет в Берлине, издает книги и альбомы.

Игорь Лебедев, научный сотрудник РОСФОТО, объясняет успех Сычева в модной фотографии тем, что он принес туда принципы стрит-фотографии. Важно не сделать гламурный снимок, а поймать интересный момент. Эту мысль точно иллюстрирует представленная на выставке серия снимков Ива Сен-Лорана до и после показа. Видно, как кутюрье напряженно поправляет на моделях одежду и аксессуары, а потом расслабленно позирует с ними, сбросив маску неприступного джентльмена, прячущего глаза за большими очками в черной оправе.

В галерее портретов на самом почетном месте - Хельмут Ньютон, снимок сделан в 1980-м во время знакомства, потом коллеги стали друзьями. В этом снимке чувствуется пиетет, но виден проницательный мыслящий человек, а не только знаменитость. Портреты Михаила Барышникова, Сезарии Эворы и других, на мой взгляд, менее удачны, здесь у Сычева есть более успешные конкуренты.

На вернисаже Сычева попросили вспомнить яркий эпизод из съемок звезд. Он вспомнил встречу с Владимиром Горовицем. Сычев решил, что снимать музыканта за роялем - банально. И попросил его присесть за шахматную доску. Тот ответил неожиданным вопросом: «Вы любите мороженое?». И после утвердительного ответа сообщил находившейся рядом жене Ванде Тосканини: «Я же говорил, что все русские любят шахматы и мороженое».

Остальная часть выставки отведена советскому периоду. На наш вопрос о самой-самой фотографии Сычев называет «Поцелуй» - трогательный снимок целующейся на ходу парочки, обоим много «за 30». Но автор признается, что фото отбирал куратор (москвич Олег Жуков), а он собрал бы выставку иначе.

Но и он показал бы портреты Ильи Кабакова и Ильи Глазунова, тогда оба были вне официоза. Первый художник сфотографирован идущим по двору дома с мрачными арками. В мансарде была его мастерская. Второй художник увековечен с планшетом на пленэре на фоне куполов и теремов старой Москвы. Потом пути их сильно разошлись.

#фотовыставка #РОСФОТО #фотография

Комментарии