Фоторепортаж «От советской эпохи до великих кутюрье» – в РОСФОТО
Выставка фотографий Владимира Сычева «От советской эпохи до великих кутюрье», которая открылась в музейном центре РОСФОТО, первая в Петербурге и показывает примерно десятилетний период карьеры автора. Это не ретроспектива, а размышление о судьбе русского фотографа второй половины ХХ века в 52 черно-белых снимках.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Сычев родился в 1945 году в Казани, окончил знаменитый КАИ - Казанский авиационный институт, два года работал инженером на «Байконуре». В 1972-м перебрался в Москву, занимался книжным дизайном, увлекся уличной репортажной фотографией, но показывал ее только у себя дома. Там же проводил выставки неофициальных художников, дружил с Александром Арефьевым. В 1980 году Сычев эмигрировал и на 32 года поселился в Париже, про который и сейчас говорит с трепетным уважением.
На наш вопрос: «Почему уехали?» - отвечает так: «В этом не было никакой политики, я не был политическим активистом. Хотелось увидеть мир. Если бы тогда можно было путешествовать и возвращаться, то не уехал бы».
Знакомые дипломаты помогли Сычеву вывезти весь архив, ему удалось показать снимки редакторам журналов и фотоагентств. Последовали большие публикации в «Пари-матч» и других новостных изданиях. Мэтр французской фотографии Марк Рибу нашел Сычеву хорошего печатника. Русского заметил Хельмут Ньютон, после этого никому не известный в мире фэшн-фотографии Сычев получил годичный контракт в парижском Vouge. Он проработал там два года и по собственному желанию ушел в репортажную съемку. Снимал французских президентов: Валери Жискар д,Эстен уделил ему два часа вместо договоренных 20 минут. Ездил на военные конфликты, зафиксировал падение Берлинской стены, фотографировал августовский путч в Москве. В последние годы Сычев уже не работает репортером, живет в Берлине, издает книги и альбомы.
Игорь Лебедев, научный сотрудник РОСФОТО, объясняет успех Сычева в модной фотографии тем, что он принес туда принципы стрит-фотографии. Важно не сделать гламурный снимок, а поймать интересный момент. Эту мысль точно иллюстрирует представленная на выставке серия снимков Ива Сен-Лорана до и после показа. Видно, как кутюрье напряженно поправляет на моделях одежду и аксессуары, а потом расслабленно позирует с ними, сбросив маску неприступного джентльмена, прячущего глаза за большими очками в черной оправе.
В галерее портретов на самом почетном месте - Хельмут Ньютон, снимок сделан в 1980-м во время знакомства, потом коллеги стали друзьями. В этом снимке чувствуется пиетет, но виден проницательный мыслящий человек, а не только знаменитость. Портреты Михаила Барышникова, Сезарии Эворы и других, на мой взгляд, менее удачны, здесь у Сычева есть более успешные конкуренты.
На вернисаже Сычева попросили вспомнить яркий эпизод из съемок звезд. Он вспомнил встречу с Владимиром Горовицем. Сычев решил, что снимать музыканта за роялем - банально. И попросил его присесть за шахматную доску. Тот ответил неожиданным вопросом: «Вы любите мороженое?». И после утвердительного ответа сообщил находившейся рядом жене Ванде Тосканини: «Я же говорил, что все русские любят шахматы и мороженое».
Остальная часть выставки отведена советскому периоду. На наш вопрос о самой-самой фотографии Сычев называет «Поцелуй» - трогательный снимок целующейся на ходу парочки, обоим много «за 30». Но автор признается, что фото отбирал куратор (москвич Олег Жуков), а он собрал бы выставку иначе.
Но и он показал бы портреты Ильи Кабакова и Ильи Глазунова, тогда оба были вне официоза. Первый художник сфотографирован идущим по двору дома с мрачными арками. В мансарде была его мастерская. Второй художник увековечен с планшетом на пленэре на фоне куполов и теремов старой Москвы. Потом пути их сильно разошлись.
Материалы рубрики
В РОСФОТО представили снимки из семейного архива Максимовых
В Петербурге представили фотографию XIX века «Вид на Английскую набережную и Благовещенский мост»
В библиотеке «ШКАФ» открылась выставка фотографий античной архитектуры
В РОСФОТО открылась выставка «Град Петров»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии