Специалисты заявили о критическом состоянии реставрационной отрасли

Открытое письмо 292 реставраторов и специалистов по сохранению культурного наследия, направленное Владимиру Толстому, советнику президента по вопросам культуры, и Ольге Любимовой, министру культуры, в котором говорится о критическом состоянии реставрационной отрасли, опубликовано на сайте «Хранители культуры».

Специалисты заявили о критическом состоянии реставрационной отрасли | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Среди подписантов мы не нашли имени Михаила Мильчика, историка архитектуры, знатока русского деревянного зодчества с 60-летним стажем, заместителя председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. Он много лет говорит и пишет о проблемах реставрации.

Наша газета поинтересовалась у Мильчика, почему его подписи нет под письмом. Он пояснил, что текст был ему прислан. Соглашаясь с важностью затронутых в нем проблем и необходимостью принятия экстренных решений, Мильчик направил инициаторам свои пожелания, которые остались без ответа.

В чем состояли эти пожелания? По мнению эксперта, адресовать письмо следовало первым лицам - президенту и премьер-министру, потому что требуются кардинальные управленческие решения на высшем уровне. В то же время письмо должно быть коротким, простым и четким. Не только констатировать печальные факты, но и предлагать пути решения проблем. В частности, Мильчик много лет говорит о том, что охрана наследия федерального значения должна быть выделена в отдельное министерство (комитет, службу, название не имеет принципиального значения), имеющее собственное финансирование. Недавнее решение правительства перевести Дирекцию по реставрации - основного заказчика на крупных федеральных памятниках из ведения Минкультуры под крыло Министерства строительства Мильчик считает поспешным, принятым без обсуждения с профессионалами-реставраторами. «У строителей по-другому устроен образ мыслей. Они привыкли к иным нормам, срокам и об особенностях реставрационного процесса не имеют представления», - считает эксперт.

В письме говорится о пагубности применения к реставрации закона о тендерах. Это уже стало общим местом. Мильчик предлагает альтернативу - возрождение Научно-методического совета по реставрации, существовавшего при Министерстве культуры СССР. Это была самостоятельная организация, созданная по инициативе академика Игоря Грабаря. Она имела собственный штат, готовивший вопросы для обсуждения, и отдельное финансирование. Не реже раза в месяц эксперты со всей страны собирались в Москве для обсуждения проектов реставрации самых значимых объектов. Решения совета ложились в основу решений министерства.

Возрожденный совет следовало бы наделить правами проведения конкурсов по определению победителей тендеров на право реставрации самых значительных памятников архитектуры. Критерий наименьшей цены должен быть вообще изъят из условий определения победителя. Если смета составлена правильно, то невозможно снижать цену без ущерба для реставрации, а значит, и будущей жизни памятника. В состав конкурсной комиссии для остальных памятников должны входить не менее двух третей ведущих специалистов отрасли. Сейчас же комиссии составлены из одних чиновников, которые хорошо знают документооборот, но незнакомы с тонкостями реставрационного дела. Наконец, состав конкурсной комиссии должен меняться не реже одного раза в три года.

И еще, по словам Мильчика, крайне важно возродить систему государственных институтов реставрации - по одному на федеральный округ. Они стали бы центрами выработки методик, повышения квалификации, проведения практики для студентов, контроля над ходом реставрационных работ в данном округе. Надо наконец-то понять, что, говоря о реставрации, мы говорим о сохранении исторической памяти и культурного наследия нации.

#реставрация #культурное наследие #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (6760) от 10.09.2020 под заголовком «Сохраняя наследие нации».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?