Специалисты реставрируют портрет императрицы Марии Федоровны
Специалисты Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа реставрируют портрет императрицы Марии Федоровны – супруги Павла I работы Элизабет Виже-Лебрен. Это очередной этап программы «Великие женщины Российского императорского двора» по сохранению живописных изображений представительниц семьи Романовых.
ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Первым был отреставрирован портрет императрицы Екатерины II кисти Пьер-Этьена Фальконе. Он предстал перед публикой на выставке «Это сам Потемкин!» полтора года назад.
Парадные изображения членов царствующей семьи Российский императорский двор заказывал лучшим художникам. Коллекция женских портретов особенно активно пополнялась в XVIII веке, который можно назвать веком женского правления в истории России. Почти семь десятилетий на престоле находились императрицы. Несколько десятков женских портретов, как правило, большеформатных картин, украшали залы Зимнего дворца – бывшей императорской резиденции. Они занимают важное место в коллекции Эрмитажа, но не все входят в постоянную экспозицию.
Непростая судьба многих картин началась после революции. Некоторые из них сняли с подрамников, поместили на валы и отправили в запасники.
Портрет Екатерины Великой почти век хранился в запасниках музея. Его написал сын знаменитого скульптора – автора «Медного всадника». Благодаря протекции отца Пьер-Этьен Фальконе получил престижный заказ на серию картин для Чесменского дворца, где создавалась галерея портретов европейских монархов.
В Лабораторию научной реставрации картина поступила с заметной деформацией холста и повреждениями красочного слоя. Авторскую живопись покрывали потемневшие и пожелтевшие слои лаков разного времени, что изменило колорит картины. Оригинальная живопись была частично скрыта под многочисленными поздними записями.
Реставраторы укрепили холст и красочный слой, расчистили слои лака, удалили поздние записи. В результате картине вернули яркий колорит и живописные достоинства. Обнаружены ранее не читавшиеся подпись Пьер-Этьена Фальконе, а также год создания картины.
Исследование полотна в инфракрасных лучах выявило неожиданные подробности. Под изображением Екатерины II был обнаружен незаконченный вариант многофигурной композиции на античный сюжет. Вероятно, художник использовал холст с уже начатой картиной, написав поверх портрет императрицы.
Сейчас реставраторы восстанавливают картину французской художницы Элизабет Виже-Лебрен, на которой изображена императрица Мария Федоровна – вторая жена великого князя Павла Петровича (императора Павла I), мать двух российских императоров – Александра I и Николая I. Картина написана по заказу императора Павла I. Художница польстила модели. На время написания портрета императрице было за сорок, она была матерью десяти детей. С портрета смотрит молодая прелестная женщина.
До 1918 года портрет Марии Федоровны вместе с изображениями других членов императорской семьи находился в Романовской галерее Зимнего дворца. В 1941 году полотно было накатано на вал и отправлено в эвакуацию в Свердловск. Так оно хранилось и после возвращения в Эрмитаж.
Развернув картину, реставраторы обнаружили деформации и изломы холста, а также местами осыпающийся красочный слой. Исследование в ультрафиолетовом свете показало многочисленные поздние записи.
Для портрета императрицы изготовили новый подрамник, живопись очистили от темного лака, укрепили красочный слой. В процессе работы удалось обнаружить несколько авторских изменений. Художница несколько раз меняла положение руки Марии Федоровны.
Реставрация полотна завершится в ближайшие месяцы.
Программа «Великие женщины Российского императорского двора» долгосрочная. В фондах музея хранятся и другие портреты императриц и великих княгинь. Благодаря программе у них есть возможность увидеть свет. Хранители уже подбирают картину для реставрации.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (6899) от 08.04.2021 под заголовком «Женские лица Дома Романовых».
Комментарии