Спектакль на 12-м километре. Зрителям расскажут о жертвах политических репрессий

«Дело № 39496» - спектакль, который Музей истории Екатеринбурга поставил совместно с Открытым студийным театром. Зрителей (они же участники действа) везут на мемориал жертвам политических репрессий «12-й км». Там в конце 1930-х годов были похоронены 19 400 человек, расстрелянных в ходе большого террора. Каждому зрителю предоставляется возможность стать одновременно и обвиняемым, и следователем и решить для себя трудный вопрос: на чьей он стороне?

Спектакль на 12-м километре. Зрителям расскажут о жертвах политических репрессий | Фото: Pixabay / vero_vig

Фото: Pixabay / vero_vig

Подобная постановка - лишь одна из необычных форм, с помощью которых музейщики пытаются сегодня рассказывать молодежи о том, что происходило в нашей стране в 1930-х годах. Как отметила кандидат исторических наук Светлана Быкова, доцент Уральского федерального университета (Екатеринбург), выступая на конференции «Проблема восприятия сталинского прошлого в современной России», прошедшей в СПбГУ, ее собственный опыт свидетельствует: общие рассуждения о репрессиях мало трогают современных студентов. Совсем другое дело, когда они получают возможность прикоснуться к судьбам людей.

- Несколько лет назад мы посетили архив административных органов Свердловской области, где хранятся тысячи следственных дел 1918 - 1988 годов, и могли подержать в руках конкретные документы, - рассказала Быкова. - Например, следственное дело следующего содержания: девушка во время шитья по неосторожности проколола портрет Ворошилова. Последовал донос, она получила пять лет лагерей...

По мнению участников конференции, прибывших из разных регионов России, в условиях роста популярности личности Сталина, который фиксируют сегодня исследования социологов, особенно важны центры памяти, противостоящие этой тенденции. Их роль берут на себя отдельные музеи и даже просветители, деятельность которых порой стоит целого научного учреждения. Например, в Петербурге это Анатолий Разумов, руководитель центра «Возвращенные имена». Чего стоит созданный им многотомный «Ленинградский мартиролог»!

В московском Государственном музее истории ГУЛАГа в конце прошлого года открылась новая постоянная экспозиция, в деталях рассказывающая и о Соловецком лагере, и о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Интерактивная карта дает возможность получить целостное представление о масштабах и географии ГУЛАГа, а технология виртуальной реальности - увидеть следы лагерей глазами участника экспедиции.

А в Томске работает государственный музей «Следственная тюрьма НКВД» - единственная в России мемориальная экспозиция о большом терроре. Она расположена в подвале здания, в котором с 1923-го по 1944 год находилась внутренняя тюрьма Томского городского отдела наркомата внутренних дел. Четыре зала музея - это бывшие камеры. А бывший внутренний двор тюрьмы превращен в сквер Памяти. Музей располагает электронным банком данных почти на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек», троек, раскулачивания и массовой депортации.

- В общественном сознании сталинизм оказался прочно соединенным с победой над фашизмом, - рассуждает о причинах нынешних умонастроений организатор конференции доцент СПбГУ Денис Скопин. - Нередко можно услышать: несмотря ни на что, страна победила врага и в кратчайшие сроки была восстановлена. А значит, система управления все-таки себя оправдала. Задача историков - в том, чтобы разъединить сталинизм и Великую Победу, привлечь внимание к репрессиям в армии, практически обезглавившим ее во второй половине 1930-х годов, показать неэффективность сталинской системы управления, приведшей к катастрофе начала войны.

Читайте также обзор спектаклей фестиваля «Встречи в России» в Петербурге. 

#театр #репрессии #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6418) от 10.04.2019 под заголовком «Спектакль на 12-м километре».


Комментарии