СПб ГАСО даст концерт к 77-й годовщине снятия блокады Ленинграда

28 января в 19.00 часов Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр представляет программу, посвященную 77-й годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады.

СПб ГАСО даст концерт к 77-й годовщине снятия блокады Ленинграда | ФОТО пресс-службы СПбГАСО

ФОТО пресс-службы СПбГАСО

Память о блокадных днях священна для каждого петербуржца, а День снятия блокады – один из главных праздников в году. Музыка выражает чувства лучше всяких слов, и петербургские музыканты по давно сложившейся традиции посвящают Дню снятия блокады свои выступления. В концерте к 77-летию снятия блокады Ленинграда прозвучит музыка блокадной поры. Это сочинения композиторов-ленинградцев, переживших те страшные дни в осажденном городе, музыкантов, прошедших эвакуацию, мастеров разных поколений, для которых военная тема стала одной из центральных в творчестве.

Откроют концерт прелюдии талантливого композитора и пианиста Бориса Гольца. О его  биографии сохранились лишь отрывочные сведения. Он учился в Центральном музыкальном техникуме Ленинграда, работал в кинотеатрах тапером – озвучивал немое кино. С 1933 года был студентом Ленинградской консерватории. В начале Великой Отечественной войны записался добровольцем в творческую группу при Политуправлении Балтфлота. Написал около 20 массовых песен, звучавших по радио в осажденном Ленинграде (одна из них – «Песня 55-й армии», за которую музыкант был награжден продовольственным пайком). Яркий и самобытный талант Гольца ярко проявился еще в студенческие годы. Одно из самых удачных его произведений – 24 прелюдии для фортепиано, созданные в то время. Дальнейшим творческим планам музыканта, в которых было создание балета «Ромео и Джульетта», не суждено было осуществиться, а многие его рукописи, по-видимому, безвозвратно утрачены. В марте 1942 года Борис Гольц умер от голода в блокадном Ленинграде, на Васильевском острове, в возрасте 28 лет.

Годы войны провел в осажденном Ленинграде и композитор Юрий Кочура. В этот период были созданы более 30 песен и несколько крупных партитур, в числе которых «Суворовская увертюра» и две арии для голоса с оркестром. После войны  композитор много писал для театра -  к спектаклям по произведениям Пушкина, Грибоедова, Островского, Шекспира, Сервантеса, Золя; заслужила признание также музыка к фильму – «Юность поэта» (о лицейских годах Пушкина). Юрий Кочуров ушел из жизни в Ленинграде в 1952 году. В концерте 28 января прозвучит  его «Мелодия для скрипки и фортепиано», написанная в 1951 году.

0-1 Игорь Томашевский с ангелом.jpg

ФОТО пресс-службы СПбГАСО

Продолжит концерт Ария для виолончели и фортепиано Израиля Финкельштейна, который в 1939 году работал ассистентом у Д. Д. Шостаковича, в то время заведовавшему кафедрами композиции и оркестровки в Ленинградской консерватории .В начале войны Финкельштейн чудом успел эвакуироваться, сразу после снятия блокады его семья вернулась в Ленинград. Музыкант продолжал работать в консерватории,но в 1948 году был уволен в разгар кампании по «борьбе с космополитизмом», затем восстановлен, затем снова уволен – уже в 1970-х, после эмиграции родственников, – и снова восстановлен, при поддержке Шостаковича. Умер в Ленинграде в 1987 году.

Завершит первое отделение Сюита для струнного квартета из музыки к кинофильму «Пётр I», написанная в 1943 году одним из мэтров ленинградской композиторской школы Владимиром  Щербачёвым. Он окончил Петербургскую консерваторию еще в 1914 году. Работал концертмейстером в антрепризе Дягилева, после революции- в Передвижном театре и Наркомпросе, был научным сотрудником Института истории искусств. В 1923–1931 и 1944–1948 преподавал композицию в Ленинградской консерватории. В числе его учеников: Ю. Кочуров, Б. Арапов, Е. Мравинский, Г. Попов. . Как и Д.Д. Шостакович, был уволен из консерватории после «антиформалистических» постановлений и вскоре ушел из жизни. В наследии Щербачева 5 симфоний, неоконченная опера «Анна Колосова», музыка к кинофильмам «Гроза», «Пётр I», «Балтийцы», сочинения для оркестра и фортепиано, романсы на стихи русских поэтов.

В 1941 году окончил Ленинградскую консерваторию и Орест Евлахов. С 1947 года вплоть до последних дней он вел в консерватории класс композиции, среди его учеников Баневич, В. Гаврилин, А. Петров, С. Слонимский, Б. Тищенко, И. Шварц. Орест Евлахов – один из немногих композиторов, переживший всю блокаду в осажденном Ленинграде. «Восторгаюсь Вами, Вашими выдержкой и мужеством» – писал ему из эвакуации Д.Д. Шостакович. Фортепианный цикл «Ленинградский блокнот», созданный в 1943 году в тяжелейших условиях, стал своего рода «музыкальной летописью», живым документом, запечатлевшим суровые дни осады, настоящим гражданским подвигом композитора. Фрагменты из этого блокнота прозвучат в концерте, посвященном 77-летию полного освобождения Ленинграда.

В классе Евлахова учился и будущий композитор Валерий Гаврилин, который  выразил свое кредо так: «Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души». Отец будущего  композитора погиб в первый год войны под Ленинградом. Гаврилин жил в детском доме, затем учился в Вологодском музыкальном училище, в ленинградской школе-десятилетке и в консерватории. В концерте прозвучит вальс из телебалета «Дом у дороги» по трагической поэме А. Твардовского – одного из его лучших сочинений на военную тему. Эта лирическая хроника посвящена судьбе крестьянской семьи в военную пору. Неспешный, печально-торжественный Вальс звучит как символ эпохи, воспоминание о трагических годах.

В 1941 году окончил Ленинградскую консерваторию еще один выдающийся русский композитор – Георгий Свиридов. Музыка Свиридова – по преимуществу вокальная, связанная со словом: вокальные и хоровые циклы, романсы и песни, кантаты и вокально-симфонические поэмы. Особенно влекло композитора к трем поэтам: это Пушкин, Блок и Есенин. Но и в инструментальной музыке ярко воплотился свиридовский дар. В военное Георгий Свиридов время работал над фортепианным квинтетом, на основе которого впоследствии была создана Музыка для камерного оркестра, отмеченного мощным размахом и накалом страсти. Он и прозвучит в концерте.

Ну, а завершит концерт Гимн Великому городу из балета Глиэра «Медный всадник».  Рейнгольд Глиэр - младший представитель русской композиторской школы, ученик Танеева, Аренского, Ипполитова-Иванова. Окончил Московскую консерваторию, преподавал в музыкальной школе Гнесиных, а позднее – в Киевской и Московской консерваториях, готовил к поступлению в консерваторию юного Сергея Прокофьева. Работу над балетом «Медный всадник» композитор также начал в военную пору, в 1944-м году, первая постановка состоялась в 1949-м на сцене Ленинградского (Мариинского) театра оперы и балета. Гимн Великому городу с 2003 года является официальным гимном Санкт-Петербурга. В завершение блокадной программы он звучит как символ достоинства и мужества непокоренной и прекрасной Северной столицы.

Стихотворения ленинградских поэтов о блокадном времени, в том числе фрагменты поэмы «Реквием» Анны Ахматовой, прозвучат в исполнении Артема Вольховского.

Солист – пианист Иван Александров. За дирижерским пультом СПбГАСО – Игорь Томашевский.

#концерт #блокада Ленинграда #музыка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?