СПб ГАСО даст концерт к 77-й годовщине снятия блокады Ленинграда
28 января в 19.00 часов Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр представляет программу, посвященную 77-й годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады.
ФОТО пресс-службы СПбГАСО
Память о блокадных днях священна для каждого петербуржца, а День снятия блокады – один из главных праздников в году. Музыка выражает чувства лучше всяких слов, и петербургские музыканты по давно сложившейся традиции посвящают Дню снятия блокады свои выступления. В концерте к 77-летию снятия блокады Ленинграда прозвучит музыка блокадной поры. Это сочинения композиторов-ленинградцев, переживших те страшные дни в осажденном городе, музыкантов, прошедших эвакуацию, мастеров разных поколений, для которых военная тема стала одной из центральных в творчестве.
Откроют концерт прелюдии талантливого композитора и пианиста Бориса Гольца. О его биографии сохранились лишь отрывочные сведения. Он учился в Центральном музыкальном техникуме Ленинграда, работал в кинотеатрах тапером – озвучивал немое кино. С 1933 года был студентом Ленинградской консерватории. В начале Великой Отечественной войны записался добровольцем в творческую группу при Политуправлении Балтфлота. Написал около 20 массовых песен, звучавших по радио в осажденном Ленинграде (одна из них – «Песня 55-й армии», за которую музыкант был награжден продовольственным пайком). Яркий и самобытный талант Гольца ярко проявился еще в студенческие годы. Одно из самых удачных его произведений – 24 прелюдии для фортепиано, созданные в то время. Дальнейшим творческим планам музыканта, в которых было создание балета «Ромео и Джульетта», не суждено было осуществиться, а многие его рукописи, по-видимому, безвозвратно утрачены. В марте 1942 года Борис Гольц умер от голода в блокадном Ленинграде, на Васильевском острове, в возрасте 28 лет.
Годы войны провел в осажденном Ленинграде и композитор Юрий Кочура. В этот период были созданы более 30 песен и несколько крупных партитур, в числе которых «Суворовская увертюра» и две арии для голоса с оркестром. После войны композитор много писал для театра - к спектаклям по произведениям Пушкина, Грибоедова, Островского, Шекспира, Сервантеса, Золя; заслужила признание также музыка к фильму – «Юность поэта» (о лицейских годах Пушкина). Юрий Кочуров ушел из жизни в Ленинграде в 1952 году. В концерте 28 января прозвучит его «Мелодия для скрипки и фортепиано», написанная в 1951 году.
ФОТО пресс-службы СПбГАСО
Продолжит концерт Ария для виолончели и фортепиано Израиля Финкельштейна, который в 1939 году работал ассистентом у Д. Д. Шостаковича, в то время заведовавшему кафедрами композиции и оркестровки в Ленинградской консерватории .В начале войны Финкельштейн чудом успел эвакуироваться, сразу после снятия блокады его семья вернулась в Ленинград. Музыкант продолжал работать в консерватории,но в 1948 году был уволен в разгар кампании по «борьбе с космополитизмом», затем восстановлен, затем снова уволен – уже в 1970-х, после эмиграции родственников, – и снова восстановлен, при поддержке Шостаковича. Умер в Ленинграде в 1987 году.
Завершит первое отделение Сюита для струнного квартета из музыки к кинофильму «Пётр I», написанная в 1943 году одним из мэтров ленинградской композиторской школы Владимиром Щербачёвым. Он окончил Петербургскую консерваторию еще в 1914 году. Работал концертмейстером в антрепризе Дягилева, после революции- в Передвижном театре и Наркомпросе, был научным сотрудником Института истории искусств. В 1923–1931 и 1944–1948 преподавал композицию в Ленинградской консерватории. В числе его учеников: Ю. Кочуров, Б. Арапов, Е. Мравинский, Г. Попов. . Как и Д.Д. Шостакович, был уволен из консерватории после «антиформалистических» постановлений и вскоре ушел из жизни. В наследии Щербачева 5 симфоний, неоконченная опера «Анна Колосова», музыка к кинофильмам «Гроза», «Пётр I», «Балтийцы», сочинения для оркестра и фортепиано, романсы на стихи русских поэтов.
В 1941 году окончил Ленинградскую консерваторию и Орест Евлахов. С 1947 года вплоть до последних дней он вел в консерватории класс композиции, среди его учеников Баневич, В. Гаврилин, А. Петров, С. Слонимский, Б. Тищенко, И. Шварц. Орест Евлахов – один из немногих композиторов, переживший всю блокаду в осажденном Ленинграде. «Восторгаюсь Вами, Вашими выдержкой и мужеством» – писал ему из эвакуации Д.Д. Шостакович. Фортепианный цикл «Ленинградский блокнот», созданный в 1943 году в тяжелейших условиях, стал своего рода «музыкальной летописью», живым документом, запечатлевшим суровые дни осады, настоящим гражданским подвигом композитора. Фрагменты из этого блокнота прозвучат в концерте, посвященном 77-летию полного освобождения Ленинграда.
В классе Евлахова учился и будущий композитор Валерий Гаврилин, который выразил свое кредо так: «Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души». Отец будущего композитора погиб в первый год войны под Ленинградом. Гаврилин жил в детском доме, затем учился в Вологодском музыкальном училище, в ленинградской школе-десятилетке и в консерватории. В концерте прозвучит вальс из телебалета «Дом у дороги» по трагической поэме А. Твардовского – одного из его лучших сочинений на военную тему. Эта лирическая хроника посвящена судьбе крестьянской семьи в военную пору. Неспешный, печально-торжественный Вальс звучит как символ эпохи, воспоминание о трагических годах.
В 1941 году окончил Ленинградскую консерваторию еще один выдающийся русский композитор – Георгий Свиридов. Музыка Свиридова – по преимуществу вокальная, связанная со словом: вокальные и хоровые циклы, романсы и песни, кантаты и вокально-симфонические поэмы. Особенно влекло композитора к трем поэтам: это Пушкин, Блок и Есенин. Но и в инструментальной музыке ярко воплотился свиридовский дар. В военное Георгий Свиридов время работал над фортепианным квинтетом, на основе которого впоследствии была создана Музыка для камерного оркестра, отмеченного мощным размахом и накалом страсти. Он и прозвучит в концерте.
Ну, а завершит концерт Гимн Великому городу из балета Глиэра «Медный всадник». Рейнгольд Глиэр - младший представитель русской композиторской школы, ученик Танеева, Аренского, Ипполитова-Иванова. Окончил Московскую консерваторию, преподавал в музыкальной школе Гнесиных, а позднее – в Киевской и Московской консерваториях, готовил к поступлению в консерваторию юного Сергея Прокофьева. Работу над балетом «Медный всадник» композитор также начал в военную пору, в 1944-м году, первая постановка состоялась в 1949-м на сцене Ленинградского (Мариинского) театра оперы и балета. Гимн Великому городу с 2003 года является официальным гимном Санкт-Петербурга. В завершение блокадной программы он звучит как символ достоинства и мужества непокоренной и прекрасной Северной столицы.
Стихотворения ленинградских поэтов о блокадном времени, в том числе фрагменты поэмы «Реквием» Анны Ахматовой, прозвучат в исполнении Артема Вольховского.
Солист – пианист Иван Александров. За дирижерским пультом СПбГАСО – Игорь Томашевский.
Комментарии