СПб ГАСО сыграет концерты для детей и взрослых
Удивительное произведение «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса завершит цикл «Сказки с оркестром» в этом сезоне. «Большая зоологическая фантазия» – именно так «Карнавал» называл сам автор - классик французского музыкального искусства, имеет необычную судьбу.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГАСО
Сен-Санс лично поставил запрет на издательство «Карнавала животных», чтобы не "прославиться автором глупых музыкальных произведений". Однако судьба приготовила для этого шедевра композитора вечное бессмертие. В 1905 году выдающийся балетмейстер Михаил Фокин на музыку «Лебедя» для гениальной русской балерины Анны Павловой создал хореографическую миниатюру. С «Умирающим лебедем», а именно так был назван номер, балерина объехала весь мир и станцевала его около четырёх тысяч раз. Позже в номере блистали легендарные Галина Уланова и Майя Плисецкая. Сегодня «Карнавал животных» наполненный искрометным юмором, входит в число самых известных сочинений Сен-Санса и, по мнению педагогов, являлся лучшим произведением для знакомства с инструментами симфонического оркестра. «Аквариум» и «Черепахи», «Слон» и «Кенгуру», «Королевский марш Льва» и даже номер под названием «Пианисты» – великолепные, яркие, легко узнаваемые музыкальные портреты доставляют удовольствие как детям, так и взрослым уже более 130 лет. В концерте 17 апреля участвует заслуженный артист России, чтец Владимир Миллер. А сама фантазия прозвучит в оркестровке Юрия Лебедева.
Детский концерт начнется в 13.00, и по традиции ровно в 16.00 слушателей ждет очередной «Музыкальный час». Откроет концерт «Итальянская увертюра» Франца Шуберта, созданная «на спор». Композитор заявил, что с легкостью может писать увертюры в стиле Дж. Россини, любимца венской публики в те годы, и с блеском справился с этой задачей: за два дня написал не одну, а две увертюры «в итальянском стиле». Обе «итальянские увертюры» принадлежат к самым блестящим и изысканным произведениям композитора и вполне выдерживают соперничество с прототипом.
Далее прозвучат певучие и благородные виолончельные пьесы выдающегося представителя Новой русской музыкальной школы Александра Глазунова, которые были созданы в конце 1880-х годов и прочно вошли в концертный репертуар. В концерте СПб ГАСО их сыграет лауреат международных конкурсов, концертмейстер группы виолончелей СПб ГАСО, солистка Юлия Молчанова.
Феерическая оркестровая фантазия «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского - произведение с непростой судьбой продолжит программу концерта. Композитор настолько опередил свое время как музыкант и мыслитель, что его музыка не могла быть по достоинству оценена современниками. Даже самые талантливые из них не могли побороть искушения что-то «исправить» или «улучшить» в его произведениях, которые казались им уж слишком смелыми и новаторскими…Не избежала этой участи и «Ночь на Лысой горе». Милий Балакирев, глава «Могучей кучки», отказался ее исполнять и потребовал переделки. От этого, в свою очередь, отказался Мусоргский, настаивая на том, что форма и характер его фантазии «подлинно российские и самобытные», и сочинена она «без притворства и подражания», с искренностью, которая была для композитора одной из высших ценностей в искусстве. Так сложилось, что сейчас мы знаем эту фантазию в версии Николая Римского-Корсакова, созданной уже после смерти Мусоргского. Римский-Корсаков выбрал лучшие, по его мнению, фрагменты музыки и составил из них партитуру. Ну, а завершит программу блестящий Марш из оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», созданной в период увлечения авангардным театром.
Дирижирует концертами –лауреат международного конкурса, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, дирижер Симфонического оркестра Карельской филармонии и Самарского академического театра оперы и балета – маэстро Алексей Ньяга.
Концерты состоятся 17 апреля во Дворце Белосельских-Белозерских (Невский пр. 41). Начало в 13.00 и в 16.00 часов.
Комментарии