Состоялась премьера спортивной драмы — «Крецул», рассказывающая о дзюдо
Только-только отгремела в прокате «Легенда о самбо», как ей на смену пришла другая спортивная драма — «Крецул», рассказывающая о дзюдо. Об этой биографической картине и поговорим, тем более что она также посвящена великим атлетам, выступавшим на татами.
Кадр из фильма «Крецул»
Трудно представить, что спортивное кино может быть не только отобранным для участия в престижном фестивале, но и даже победить в его конкурсной программе. Такие случаи можно пересчитать по пальцам, хотя каждый из них потребует оговорок. Когда на Московском международном кинофестивале 2010 года победила футбольная драма «Брат» (Венесуэла), жюри чествовало не столько сам фильм, сколько пробуждающееся кино Латинской Америки. Что же касается иранского «Офсайда» (2006 г.), дотянувшегося до «Серебряного медведя» Берлинале, то здесь была отдана дань смелости создателей картины.
И вот наступил момент, когда к этим исключениям можно смело добавить еще одно, но уже высшего порядка. Фильм «Крецул» в отличие от его спортивных предшественников легко представить на пьедестале любого именитого кинофорума, настолько искусно и новаторски снята эта картина.
Казалось, что создательница фильма, режиссер, сценарист и художник Александра Лихачева, решит излагать эту историю традиционным способом, акцентируя внимание прежде всего на актерской технике исполнителя главной роли слепого спортсмена и сыграет на зрительских струнах сочувствия и жалости. Однако ничего подобного не произошло.
Напротив, Олег Крецул (актер Никита Волков), даже потеряв зрение, остался добродушным великаном, готовым к новым свершениям. Вот только его предают — он стал не нужен тренеру и своей команде. Но Олег принял этот вызов судьбы, выстоял и вновь ринулся в бой. Признаюсь честно, такого мне еще не доводилось видеть, хотя я и занимаюсь исследованием спортивного кино много лет.
Не менее интересен и другой герой этой истории — Виталий Глигор (актер Сергей Волков). Несмотря на то что у него были свои спортивные устремления, как у талантливого дзюдоиста, он, не раздумывая, посвящает свою жизнь служению другу. Казалось бы, теперь ему уже точно ничего не светит. Работы нет, семья не понимает, родной город покинут, а тренер сборной паралимпийцев присваивает ему статус «сопровождающего», отказывая таким образом в причастности к команде. Однако Виталий спокойно разменивает себя на Олега.
Фильм погружает нас в странный мир, в котором пребывают лишь двое — незрячий спортсмен и человек, пожертвовавший своими интересами ради него. Все как в дымке, тумане, почти без слов, а время обозначают команды «завтрак-обед-ужин» и обязанность идти на тренировку. Другие персонажи — лишь вторгающиеся в этот мир чужаки. Удивительно, но к числу достоинств фильма следует отнести длинные паузы и неразборчивые реплики, которые, как ни странно, делают происходящее на экране более достоверным. Неслучайно камера показывает лица Олега и Виталия крупным планом, а все остальное — на отдалении и не очень четко, как не самое важное. Оператором фильма выступил Мариус Пандуру, постоянно работающий со знаменитым румынским режиссером Раду Жуде. Это делает честь постановщице Александре Лихачевой, дебютировавшей в большом кино.
В итоге получилось даже не совсем биографическое кино, а, скорее, притча о двух друзьях, ставших единым целым. Возможно, некоторые зрители, посмотрев эту картину, попытаются навести справки, поскольку многие интернет-рецензенты уже причислили фильм к псевдодокументалистике. Причина — появление на экране подлинной кинохроники вперемешку с постановочными кадрами. Что ж, попытаемся внести ясность. Факты говорят о том, что Олег Крецул — дзюдоист из Молдавии, который в 1997 году попал в автокатастрофу и потерял зрение. Его близкий друг Виталий Глигор помог Олегу не только вернуться в спорт и перейти в состав сборной России, но и достичь паралимпийской сцены на Играх в Афинах (серебро) и Пекине (золото).
Между прочим, ежегодно, начиная с 2011 года, поклонники дзюдо празднуют в конце октября Всемирный день этого боевого искусства. В России этим видом спорта занимаются примерно 300 тысяч. И многие из них сегодня любуются великолепной игрой двух актеров, блестяще выполнивших на экране сложнейшую задачу.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7567) от 18.12.2023 под заголовком «Дзюдо на ощупь».
Комментарии