Неизвестный и известный. В Михайловском замке открыли выставку Владимира Конашевича

В Михайловском замке Русский музей открыл выставку Владимира Конашевича — художника, чьи рисунки в своих первых книжках рассматривали многие поколения детей.

Неизвестный и известный. В Михайловском замке открыли выставку Владимира Конашевича | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На обложке каталога яркая, динамичная картинка к строчкам С. Маршака «Соскочил огонь с полена» из книжки «Пожар». В залах — иллюстрации к изданиям для малышей и взрослых, выполненные одним из основоположников отечественной детской книги. Но выставка не только об этом, она и называется «Конашевич. Известный и неизвестный».

Он родился в 1888 году, в юности собирался стать архитектором. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Сергея Малютина и Константина Коровина. С 1915 года в Петрограде занимался декоративными росписями во дворце Юсупова, принимал участие в создании монумента «Жертвам революции» на Марсовом поле. По приглашению Александра Бенуа вошел в объединение «Мир искусства», дружил с Кузьмой Петровым-Водкиным и Николаем Тырсой.

Почти два довоенных десятилетия Конашевич провел в Павловске, где был реставратором, научным сотрудником и помощником хранителя дворца-музея. В архивах знакомился с чертежами зодчих, создававших архитектурный ансамбль, писал пейзажи, по большей части, к сожалению, утраченные. В 1920-е годы Конашевич сосредоточился на создании детских книг, дружил с авторами стихов — Маршаком, Чуковским, Хармсом. Иллюстрировал Конашевич и взрослую литературу — произведения Фета, Шиллера, Гейне, Зощенко, Олеши...

В начале войны художник перебрался в Ленинград, где прожил до смерти в 1963 году. Он создал пронзительные блокадные пейзажи, серию акварельных портретов, продолжил работу над иллюстрациями.

С последней персональной выставки Конашевича в Русском музее минуло почти два с половиной десятилетия. Нынешний показ приурочен к 130-летию со дня его рождения. В залах Михайловского замка почти полторы сотни произведений из Русского музея, коллекции семьи художника и частных собраний. В витринах — письма, архивные материалы.

— На этикетках обозначено, когда и от кого поступили работы Конашевича в музей. Многое пришло от самого автора, часть из закупочной комиссии в послевоенное время. После смерти художника вещи передавала его вдова Евгения Петровна. В музее собралась приличная коллекция: станковые вещи, книжная графика, литографии. В архиве воспоминания, многочисленные письма, — рассказывает куратор выставки заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея Наталья Козырева. — Потомки Конашевича живут в Париже и владеют значительным числом произведений. Они дали более девяноста вещей: оригиналы книжной графики и самое главное — большеформатные портреты, которых у музея нет.

Портреты художников, архитекторов, артистов — людей близкого круга Конашевич писал в своей уютной квартире на Моховой в первые послевоенные годы. Они не постановочные, свободные, полные ощущения надежд на новую мирную жизнь. Кончилась война, женщины причесались, надели платья, туфли, сели в ампирные кресла...

На выставке много натюрмортов, которые Конашевич любил, умело выстраивал. Натюрморт для него — структура архитектурная. Он встраивал цветы в пространство открытых окон, в последние годы жизни часто рисовал одинокий стебель в сосуде. Все это тушью на китайской рисовой бумаге, где одно неверное движение, и лист испорчен. У него не было рисунков с исправлениями, он продумывал замысел, потом прикасался к листу. Как полагает Козырева, этому Конашевич научился в Павловске, когда разбирал архивы зодчих, особенно Камерона. Точность замысла художник воспринял как метод работы.

#музей #выставка #живопись #картины #коллекция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (6262) от 05.09.2018 под заголовком «Соскочил огонь с полена...».


Комментарии