Неизвестный и известный. В Михайловском замке открыли выставку Владимира Конашевича

В Михайловском замке Русский музей открыл выставку Владимира Конашевича — художника, чьи рисунки в своих первых книжках рассматривали многие поколения детей.

Неизвестный и известный. В Михайловском замке открыли выставку Владимира Конашевича | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На обложке каталога яркая, динамичная картинка к строчкам С. Маршака «Соскочил огонь с полена» из книжки «Пожар». В залах — иллюстрации к изданиям для малышей и взрослых, выполненные одним из основоположников отечественной детской книги. Но выставка не только об этом, она и называется «Конашевич. Известный и неизвестный».

Он родился в 1888 году, в юности собирался стать архитектором. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Сергея Малютина и Константина Коровина. С 1915 года в Петрограде занимался декоративными росписями во дворце Юсупова, принимал участие в создании монумента «Жертвам революции» на Марсовом поле. По приглашению Александра Бенуа вошел в объединение «Мир искусства», дружил с Кузьмой Петровым-Водкиным и Николаем Тырсой.

Почти два довоенных десятилетия Конашевич провел в Павловске, где был реставратором, научным сотрудником и помощником хранителя дворца-музея. В архивах знакомился с чертежами зодчих, создававших архитектурный ансамбль, писал пейзажи, по большей части, к сожалению, утраченные. В 1920-е годы Конашевич сосредоточился на создании детских книг, дружил с авторами стихов — Маршаком, Чуковским, Хармсом. Иллюстрировал Конашевич и взрослую литературу — произведения Фета, Шиллера, Гейне, Зощенко, Олеши...

В начале войны художник перебрался в Ленинград, где прожил до смерти в 1963 году. Он создал пронзительные блокадные пейзажи, серию акварельных портретов, продолжил работу над иллюстрациями.

С последней персональной выставки Конашевича в Русском музее минуло почти два с половиной десятилетия. Нынешний показ приурочен к 130-летию со дня его рождения. В залах Михайловского замка почти полторы сотни произведений из Русского музея, коллекции семьи художника и частных собраний. В витринах — письма, архивные материалы.

— На этикетках обозначено, когда и от кого поступили работы Конашевича в музей. Многое пришло от самого автора, часть из закупочной комиссии в послевоенное время. После смерти художника вещи передавала его вдова Евгения Петровна. В музее собралась приличная коллекция: станковые вещи, книжная графика, литографии. В архиве воспоминания, многочисленные письма, — рассказывает куратор выставки заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея Наталья Козырева. — Потомки Конашевича живут в Париже и владеют значительным числом произведений. Они дали более девяноста вещей: оригиналы книжной графики и самое главное — большеформатные портреты, которых у музея нет.

Портреты художников, архитекторов, артистов — людей близкого круга Конашевич писал в своей уютной квартире на Моховой в первые послевоенные годы. Они не постановочные, свободные, полные ощущения надежд на новую мирную жизнь. Кончилась война, женщины причесались, надели платья, туфли, сели в ампирные кресла...

На выставке много натюрмортов, которые Конашевич любил, умело выстраивал. Натюрморт для него — структура архитектурная. Он встраивал цветы в пространство открытых окон, в последние годы жизни часто рисовал одинокий стебель в сосуде. Все это тушью на китайской рисовой бумаге, где одно неверное движение, и лист испорчен. У него не было рисунков с исправлениями, он продумывал замысел, потом прикасался к листу. Как полагает Козырева, этому Конашевич научился в Павловске, когда разбирал архивы зодчих, особенно Камерона. Точность замысла художник воспринял как метод работы.

#музей #выставка #живопись #картины #коллекция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (6262) от 05.09.2018 под заголовком «Соскочил огонь с полена...».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?