«Солнце» Петергофа. В музее-заповеднике отреставрировали два фонтана

В бывшей императорской резиденции жара, как в городе. Чуть веет прохладой с Финского залива. В такую погоду детишек не оторвать от фонтанов-шутих. Взрослые фотографируют каскады, любимца публики «Самсона», но тоже не прочь прогуляться по «Водяной дороге».

«Солнце» Петергофа. В музее-заповеднике отреставрировали два фонтана | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Петергоф прекрасен. Это стоит больших сил, мастерства и средств. Музей-заповедник пригласил журналистов, чтобы показать свою «реставрационную кухню» –  в процессе работы и результат.

Фонтан «Солнце» проснулся на глазах у публики. Струи воды образовали небесное светило наверху колонны и хлынули из раскрытых пастей дельфинов. Не меньше трех часов ушло на то, чтобы наполнилась чаша фонтана.

Водяное «Солнце» –  образец механического фонтана XVIII века. Его история уходит в петровское время. В 1719 году архитекторы И. Браунштейн и Ж.-Б. Леблон разбили Менажерейный сад для задуманного Петром зверинца. Значительную его часть занимал пруд для лебедей и редких водоплавающих птиц. Вскоре архитектор Н. Микетти превратил зверинец в парадный сад, а пруд украсил скромным фонтаном. Полвека спустя для Екатерины II по проекту архитекторов И. Яковлева и Ю. Фельтена в пруду устроили царскую купальню. Фонтан переделали, имя «Солнце» он получил по рисунку струй. На круглом постаменте, украшенном шестнадцатью золочеными дельфинами, установили бронзовую колонну, завершенную золочеными дисками, а в постаменте скрыли механизм с водяным колесом.

После Великой Отечественной войны фонтан, уничтоженный немцами, восстановили, он заработал вновь в 1956 году.

Как рассказывает заведующий отделом фонтанов и гидротехнических сооружений музея-заповедника Андрей Бирюков, «Солнце» –  одно из самых сложных гидротехнических сооружений в Нижнем парке Петергофа. При его реставрации потребовался ремонт фундамента и дна чаши. Пришлось решать проблемы и самого водомета. Свинцовые листы, обеспечивавшие гидроизоляцию пьедестала, были утрачены, что приводило к сбоям в работе поворотного механизма водомета. Реставрация была полной, включая бассейн, колонну, фонтанный механизм, водоподводящие трубы, фонтанные задвижки, золочение дельфинов. У этого фонтана все детали оригинальные, их восстановили. Заменить пришлось лишь опорные подшипники, на которых стоит колонна, –  они не могли работать больше 300 лет.

Комплексную реставрацию, длившуюся полтора года, пережил и фонтан «Тритон». Он стоит возле Оранжереи, реставрация которой все еще продолжается. У этого фонтана своя трагическая история. Украшающая его скульптурная группа была отлита из свинца по модели Растрелли. Она представляла аллегорию торжества России на Балтийском море. Тритон олицетворял молодой российский флот, победивший шведскую эскадру у мыса Гангут в июле 1714 года. Под морским чудовищем подразумевался флот Карла XII. Четыре черепахи, разбегающиеся в разные стороны, –  неверные союзники шведского короля. В 1870-х скульптуры деформировались. На берлинской фабрике немецкие мастера выполнили вариацию «Тритон, разрывающий пасть крокодилу».

Во время оккупации Петергофа скульптура была похищена. В 1956 году скульптор А. Гуржий по сохранившимся рисункам воспроизвел в бронзе композицию XVIII века.

Специалисты отремонтировали фундамент чаши фонтана, восстановили гранитную облицовку стен и мраморную облицовку дна, отреставрировали скульптурную группу, водоподводящую и водоотводящую системы.

Если фонтаны Нижнего парка вступили в строй, то Верхний сад сегодня напоминает большую строительную площадку. Демонтированы фонтаны, разрыта почва, вскрыты трубы...

История Верхнего сада довольно своеобразная. Его облик регулярно менялся. При Петре I это был огород. Наивысшего расцвета сад достиг во второй половине XVIII века, когда окончательно сформировался облик регулярного парка со строгой планировкой, штамбовыми посадками на аллеях (это когда растение имеет твердый ствол, без лишних ветвей), фонтанами и скульптурой. Структура сада соответствует первым проектным планам и сохранилась до наших дней.

Петергоф5_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

После войны Верхний сад оказался практически полностью разрушен: по всей его длине шел противотанковый ров, были разломаны фонтаны, беседки, вывезены и частично уничтожены скульптурные группы, повреждена ограда, большая часть зеленых насаждений утрачена.

При послевоенной реставрации, длившейся до 1970-х годов, в качестве образца использовались чертежи А. Сент-Илера 1772 –  1775 годов. Эти же рисунки и чертежи легли в основу текущей реставрации –  первой комплексной реставрации Верхнего сада за более чем пять десятилетий.

Осенью прошлого года на первом этапе работ пришлось удалить часть зеленых насаждений. Это были ослабленные, пораженные заболеваниями деревья. Тогда же возникла необходимость замены участков зараженной почвы. Сегодня перед специалистами стоит задача восстановить исторический породный состав сада. В боскетах уже высажены плодовые деревья. На осень запланированы посадки дубов, ясеней и елей.

Отреставрирован и укреплен фундамент фонтана «Межеумный». Нижний ряд известняковых бортовых камней выложен из исторического сохранившегося материала.

О сложностях, с которыми столкнулись реставраторы при восстановлении дренажно-мелиоративной системы сада, рассказала начальник службы реставрации «Петергофа» Юлия Рожкова:

–  Особенность нашей территории в том, что очень близко, буквально на глубине 50 –  70 сантиметров, расположен водоупорный глиняный слой, из-за которого ливневые воды быстро заполняют всю территорию. Основной задачей на первом этапе было то же, с чего началось строительство сада, –  восстановление мелиоративных каналов, чтобы отвести лишнюю влагу.

Петергоф2_С.jpg
 

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Петровский ров» уже очищен, идут подготовительные работы на южном участке сада.

Реставрация разбита на этапы. Так, основной питающий фонтаны коллектор реставрировался в период, когда не работали фонтаны, –  с октября прошлого года по март нынешнего. В этот период был вскрыт исторический коллектор, укреплены фундаменты, отреставрирована кирпичная кладка.

Впервые в истории Петергофа чугунные трубы, питающие водой фонтаны Верхнего сада и Нижнего парка, были демонтированы и отправлены в реставрационные мастерские, где их обработали изнутри и удалили трещины. После обработки чугунная система собиралась по историческому принципу с применением тех же методов заливки свинцом, что использовались при установке водовода еще в XVIII веке.

Предполагается, что реставрация Верхнего сада столицы фонтанов завершится к концу 2023 года.

О ближайших реставрационных планах музея-заповедника для читателей нашей газеты рассказала директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая:

–  Сегодня все наши силы брошены на Ораниенбаум. Мы должны доделать Катальную горку и в будущем году открыть в ней новый музей «Государевы потехи-2». Идет реставрация в павильоне «Каменное зало» и в парке Ораниенбаума. Мне иногда становится обидно, когда люди возмущаются, «во что сегодня превратили» парк. Мы хотим его спасти и в 2023 году открыть во всей красе. Этот парк востребован. По посещаемости он даже перегнал «Александрию». Мне нравится, что люди приезжают туда из Курортного района города погулять и погрузиться в атмосферу Ораниенбаума.

#фонтаны #Петергоф #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (6965) от 14.07.2021 под заголовком «У Петергофа свое солнце».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?