В Петербурге подвели итоги музыкального фестиваля-конкурса им. Георга Отса
Второй Международный музыкальный фестиваль-конкурс им. Георга Отса завершился в театре «Мюзик-холл» гала-концертом участников и финалистов в сопровождении оркестра «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело.
Лауреаты конкурса Галина Беневич, Борис Степанов, Евгения Асанова. ФОТО Владимира ПОСТНОВА
Год назад этот фестиваль-конкурс стартовал в концертном зале «Яани кирик», бывшей эстонской церкви, где много лет назад, по преданию, пел отец Георга Отса Карл, окончивший петербургскую Консерваторию как тенор. Но за год ситуация изменилась, и конкурс переехал сначала в Дом Кочневой, где состоялись прослушивания первых двух туров, и затем в Мюзик-холл.
Вокальных конкурсов в Петербурге немало, может быть, даже и много. Вопрос лишь в степени их объективности. Жюри Второго конкурса Отса составили агенты и менеджеры разных уровней: Лука Тарджетти с 1997-го по 2009-й служил кастинг-директором в «Ла Скала», Кристиан Карлштедт - кастинг-консультант в амстердамском «Консертгебау», Кристоф Зойферле - директор оперной труппы в Немецкой опере в Берлине... В этом жюри не было ни вокальных педагогов, лоббирующих интересы какого-либо клана, ни оперных солистов. Это и определило внимание к нему молодых певцов, которым крайне важно не только быть объективно оцененными, но еще и, по возможности, получить ангажементы и прочие предложения от людей практических. Если педагог может «протащить» своего ученика, то менеджеру в этом нет необходимости: ему нужно новое имя артиста с богатым потенциалом, готового если не завтра, то послезавтра производить сенсации на большой сцене, способного принести новый доход. А на Втором конкурсе им. Георга Отса были вполне конкурентоспособные молодые певцы.
В первом туре приняли участие 72 человека из разных стран. Из трех пунктов обязательной программы - арии Моцарта, белькантовой арии Россини, Беллини или Доницетти и песни Шуберта или Шумана - конкурсантов просили исполнить чаще всего одну, изредка - две. Либо неполную вторую арию, чаще всего ее быструю часть, чтобы убедиться в умении певца пользоваться разными видами исполнительской техники и чувствовать разные стили. Крайне досадно было, что жюри полностью проигнорировало третий пункт - романтическую песню на немецком. А ведь на ней проверяется тонкость вкуса к камерному интонированию, умение слышать слово в музыке (к тому же камерный зал Дома Кочневой идеально подходил для выяснения именно этих параметров). Прагматизм жюри поставил под угрозу существование этой необходимой номинации, украшающей этот конкурс. Ведь одной из его целей и должен быть поиск певца, хотя бы на малую толику приближающегося к тому типу исполнителя, которого воплощал Георг Карлович Отс. Знаменитому Мистеру Иксу под силу были и оперные арии, которых в его репертуаре было даже больше, чем оперетт, и «Подмосковные вечера», в проникновенности исполнения которой ему было мало равных.
Как на первом, так и на втором конкурсе хотелось бы более активного присутствия оперетты, она исполнялась только в финале, поданная словно «на десерт». А среди исполнителей, в особенности исполнительниц было немало потенциально опереточных певиц - от субреток до героинь, которые несколько бездумно отсеивались, поскольку жюри этого года явно держало курс исключительно на оперу.
Это был один из самых беспристрастных российских конкурсов за последние несколько лет. Во второй тур пропустили даже тех, кому на других именитых смотрах точно бы ничего не светило. Больше всего повезло двум тенорам с плохо отшлифованными голосами, в которых судьи, вероятно, расслышали хороший материал, требующий дальнейшей огранки. Объективными оказались и итоги полуфинала: в финал попали самые стабильные и яркие игроки, многие из них восхищали не только своим пением, но и драматическим наполнением. Правда, всем им предстояло испытание не только большим симфоническим оркестром, но и акустически сложным залом Мюзик-холла.
Первая премия досталась 24-летней меццо-сопрано Евгении Асановой, участнице Молодежной программы Большого театра, и лирическому тенору Борису Степанову, солисту Михайловского театра. Евгения не во всех турах выступала ровно, артистически была очень скромна, но всякий раз покоряла красотой своего темного голоса. Борис Степанов брал все нужные теноровые верха, пусть иногда на пределе, но ни разу не сорвался, включая и финальные рулады знаменитой песенки Герцога из «Риголетто» Верди. А в тирольской песенке Париса из оперетты «Прекрасная Елена» Оффенбаха на третьем туре и вовсе сорвал овации своим артистизмом и вокальным блеском.
Вторая премия ушла к сопрано Галине Беневич, представлявшей Польшу. Родом из Челябинска, она прошла хорошую школу и в Тель-Авиве, и на мастер-классах у самой Ренаты Скотто. Третье место получил лирико-драматический тенор Шота Чибиров, солист Академии молодых певцов Мариинского театра, который ярко раскрылся в арии принца Су-Хонга из «Страны улыбок» Легара.
Среди финалистов были и незаслуженно лишенная лауреатства Виктория Каркачева, обладательница феноменально отточенного меццо-сопрано, и артистичный эффектный бас Павел Червинский, и лирическое меццо-сопрано Дарья Телятникова, поразившая своей интерпретацией арии Шарлотты из «Вертера» Массне... Но конкурс еще совсем молодой, ему предстоит многому научиться. Для этого у него есть все основания, но главное - имя путеводной звезды Георга Отса, чье столетие будет отмечаться через два года.
Материал был опубликован в газете под № 134 (6243) от 26.07.2018 под заголовком «Снова туда, где море огней...».
Комментарии