Смех и радость эпохи. Исполнилось 110 лет со дня рождения Аркадия Райкина

«Фамилия – пароль. Лицо – пропуск. «Билеты на Райкина» – это была твердая валюта, в течение полувека не знавшая девальвации» (М. Мишин). Имя Райкина навсегда олицетворяет смех и радость той эпохи, ее пороки и надежды на лучшее.

Смех и радость эпохи. Исполнилось 110 лет со дня рождения Аркадия Райкина | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

«Мой муж потерял слух на обороне Москвы из-за контузии. Когда Вы выступаете по радио, я стараюсь быстро-быстро записывать, а потом много раз перечитываю ему... Недавно сын подарил нам телевизор. Вот бы случилось на новый год Ваше выступление. И помирать не надо».

«Я сегодня немножко выпил для смелости. Чтобы написать тебе и спросить почему так редко выступаешь по радио и телевизору? Если дело в репертуаре не заморачивайся – бери любую газету и читай и мы все равно будем слушать раскрыв рот».

«Я стараюсь приезжать в Москву на каждый Ваш новый спектакль. Для меня Ваши выступления как музыка. После них у меня такое чувство, как после филармонии».

«В 50 – 60-е годы я прошел с геологическими экспедициями почти всю Сибирь. Приходилось ночевать в самых глухих деревнях в избах с земляным полом. И я видел там в красном углу за иконой Ваши пластинки».

Это из писем зрителей Аркадию Райкину (с сохранением орфографии и пунктуации). Их были десятки тысяч. Они приходили в театр даже без адреса – просто «Райкину» на конверте. С выражением благодарности, уважения и любви, с пожеланиями и просьбами, с жалобами и темами для его выступлений. Многие и теперь хранятся у дочери артиста Екатерины Аркадьевны.

Он не был диссидентом и разделял декларируемые советской властью гуманитарные ценности. Другое дело, что пропасть между словами и делами постоянно росла, а смысл их постепенно выхолащивался. Он же, опираясь на абсолютное понимание добра и зла, боролся за преумножение человеческого в неоднозначной человеческой природе, как и многие, долго веря, что эта модель социализма еще может быть «с человеческим лицом». Пример Райкина – тот случай, когда будучи за можно в перспективе добиваться большего, чем будучи против. Ведь злобное и огульное отрицание не очень свойственно нашему менталитету и зачастую бесплодно.

«Казалось бы, чего проще, видеть жизнь такой, какая она есть, и называть вещи своими именами» (из его монолога) – это был основной посыл его творчества. Потрясающая философская интермедия «Единое мнение» (авторы В. Синакевич, В. Сквирский) в исполнении Райкина и Ляховицкого, где власть не просто требует от подчиненных называть «желтое» «зеленым» («Если мы хотим и дальше «вместе красить», то должны видеть вещи в одном цвете»), но и добивается, чтобы это происходило с истовой верой, с «подлинным патриотизмом»! (Записана интермедия, увы, только венгерским ТВ на венгерском языке с синхронным переводом на русский.)

Вопрос «Люди вы, граждане вы или манекены?» – он ставил перед своим зрителем всегда. Райкин органически не переносил жлобство и хамство, ощущая в них корень многих проблем, отравляющих нашу жизнь. Причем совершенно независимо от строя, как мы убедились уже после него. Присущая ему картина мира не изменилась бы и сегодня: «Страна наша – дом наш»...

С учетом обстоятельств своего времени он «выжал» из своего дара практически все возможное, кроме, пожалуй, как принято теперь говорить, его монетизации. Но это никогда не было для него первостепенным. Нет, конечно, он был обеспеченнее многих по тем меркам, но его концертная ставка артиста разговорного жанра в существовавшей системе координат была ниже, чем у певцов, балетных, цирковых. А делать «чёс» он не мог, будучи безмерно загруженным в театре. На неоднократные обращения дирекции установить ему персональную ставку хорошо относящаяся к нему министр культуры Е. Фурцева посоветовала: «Да бросьте вы свой театр – выходите за вечер в двух-трех концертах с двумя-тремя монологами и получайте три ставки, вместо того чтобы за одну три часа не сходить со сцены».

Его Театр был воплощением идеала «коллектива единомышленников», не только признающих первородство гения, но и разделяющих с ним эстетику непростого и так любимого публикой жанра Театра миниатюр. Только в отличие от сегодняшних теле-, видео- и компьютерных клипов это был не монтаж, а сиюминутное актерское действо! Он создал театр – общественный институт, ставящий проблемы не по партийной указке – аккумулирующий их из жизни, из зрительских писем, из работы со многими очень разными авторами (многие из которых продолжали трудиться в гуще проблем и знали их не понаслышке). Каждый спектакль можно было бы катать лет 5 – 7 по просторам бездонной страны. Но он сразу после премьеры начинал работать над новым. И премьеры тогда выходили через один-два года. Всего было выпущено около 35 спектаклей. (Из них на видео- и кинопленке целиком зафиксирован – 1, почти целиком – 1; на пластинках и в аудиозаписях целиком – 1, почти целиком – 2.) Что тут можно сказать! Счастье, что сохранились в разных источниках их драгоценные составляющие.

О, это радостное предвкушение райкинского спектакля после эпопеи доставания билетов (не более двух в одни руки, как написано на кассе, перед открытием которой, может быть, пришлось дежурить и отмечаться в очереди всю ночь), возможно, «с нагрузкой» или за 100 рублей на черном рынке. И вот ты гордо идешь сквозь толпу вопрошающих «нет ли лишнего билетика?». Это феерическое, захватывающее дух его появление на сцене и заражающий любовью и уважением восторженный зал. Это смех буквально до слез или слезы на глазах во время лирического монолога. Это старание запомнить слова и выражения, чтобы потом рассказывать на работе и дома. Это сменяющаяся в бешеном темпе череда разных жанров в одном спектакле (миниатюры, разного рода монологи, интермедии, песенки, пантомимы...). И миниатюры, которые потрясут даже современное клиповое сознание – когда для действия на несколько минут открывается только одна половинка занавеса, а затем, закрываясь, одновременно открывается другая – и везде ОН, в масках и без – разный, в разных ролях, с разными партнерами. И происходящая у тебя на глазах трансформация – не только мгновенное преображение, превращение, а полное перевоплощение Райкина из одного персонажа в другого! Опять и опять! 20 – 30 ролей в одном спектакле!

В 1990-е годы не ставший еще матерым «дежурным по стране» Жванецкий, когда его попросили буквально в двух словах охарактеризовать Райкина, с присущей ему афористичностью ответил: «Наше будущее!». А не так давно в кинозале Российского института истории искусств после трехчасового видеопогружения молодые люди рассказали мне, что знали «из Райкина» только «В Греческом зале» и решили пойти посмеяться: «Мы потрясены! Это не просто смешно...». А девушка-студентка сказала, что сегодня «впервые прониклась его искусством. После этого хочется жить и работать».

#артисты #110-летие #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7037) от 25.10.2021 под заголовком «Райкин – валюта твердая».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?