Слезы и вечный свет Реквиема

Реквием Верди в Концертном зале Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева был посвящен жертвам пожара в Кемерове. Этот реквием был поставлен в афишу задолго до того, как произошла трагедия, и пришелся он именно на тот день, когда в стране был объявлен траур.

Слезы и вечный свет Реквиема | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

В такие минуты невольно думаешь о том, как пророчески искусство способно вслушиваться в тревожную пульсацию планеты, угадывая что нас ждет. Исполнять Реквием в тот вечер было трудно всем - и певцам, и оркестру, и маэстро. Концертный зал по непривычной звенящей тишине перед началом больше напоминал зал траурных церемоний.

Верди написал свой Реквием, согласно текстовому канону: в нем есть все части Заупокойной мессы на латинском с некоторыми модификациями, продиктованными музыкальной драматургией. Но его Реквием получился сильнейшим эмоциональным выплеском, став реакцией на смерть кумира Верди - писателя Алессандро Мандзони. Хотя задумывался Реквием как приношение прославленному соотечественнику - композитору Джоаккино Россини.

Премьера состоялась в 1874 году в Милане - сначала в соборе Сан-Марко, где Верди продирижировал хором из 120 и оркестром из 100 человек, а затем и в «Ла Скала», где имела громадный успех. Вскоре премьера состоялась и в других странах и городах, в том числе в Санкт-Петербурге. Невоцерковленный Верди своим Реквиемом смело вступил в диалог с Небом, с Богом, пред которым не скрывал своих горячих итальянских, но шире - общечеловеческих эмоций. Взяв в оборот квартет солистов - сопрано, меццо-сопрано, тенора и баса, большой оркестр и хор, он на языке церкви выразил всю гамму мыслей и чувств, возникающих у живых, столкнувшихся со смертью близких.

Сегодня Реквием Верди исполняют как концертное сочинение и вне зависимости от каких-либо трагических событий, просто ради великой музыки. А на исторической сцене он и вовсе поставлен Даниэлем Финци Паской, которому интересны темы потустороннего, темы встречи с ушедшими, попытки заглянуть в прошлое и будущее человечества. Сочинение Верди как немногие другие композиторские реквиемы способно позволять слушателям выплакивать горе: в нем искусство демонстрирует свою очистительную функцию. Верди, гений оперного письма, в своем Реквиеме прописал все, что испытывает человек, не готовый примириться с уходом близких.

Реквием начинается с тихого потока слез, написанного в хоровой и оркестровой строчках на невероятном физически ощущаемом уровне: «Вечный покой даруй им, Господи». На этих строках у покорных молящихся струнных слышен и «вечный свет». Антагонистом тихих слез является большая часть Dies irae - «День гнева», в тексте которой говорится о страхе Судного дня. В этот момент музыка вырывается из оркестровых недр, как адское пламя. Лавина оркестрового тутти и хора с головой накрывала слушателя, который в тот вечер слышал в этой части страшные крики жертв трагедии больше, чем вопли грешников. Эта гневная часть парадоксально выражает и крайнюю степень отчаяния и боли людей, в состоянии аффекта не способных смириться со случившимся.

Стремительный огонь страстей требовал от композитора баланса частей успокаивающих, утешающих. Это и Recordare - «Помяни мя, Господи», и, без сомнения Lacrymosa, которая если и уступает знаменитой моцартовской по щемящей трепетности интонации, то открытых слез в мелодике и траурной поступи сопровождения ей не занимать. Заботливо поет квартет важнейшую просветленную часть Реквиема - Hostias («Жертва»). Верди драматургически точно распределил вокальные дуэты и квартеты, дающие время для личного переживания в противовес соборной, истовой хоровой молитве.

В вокальном квартете в Концертном зале Мариинского театра тембры солистов сливались превосходно. Бас Станислав Трофимов с его сочными профундовыми нотами по-отечески мудро поддерживал всех, являясь надежной опорой. Мятежный тенор Отара Джорджикия олицетворял глас страждущего, молящегося о спасении. Идеальное, сестринское слияние тембров меццо-сопрано Ольги Бородиной и сопрано Татьяны Сержан создавало два полюса - плачущих Земли и Неба. Темный контральтовый окрас меццо-сопрано уравновешивал еле сдерживаемое отчаяние и боль сопрано. Эмоциональной, всегда очень глубокой Татьяне Сержан непросто пришлось в исполнении сольной заключительной, полной страха молитвы Libera me («Избави мя, Господи, от смерти вечной»). Звучащая на пределе эмоций, на фоне раскаленного тремоло струнных, словно на оголенном нерве, она слушалась как последняя надежда на спасение.

#реквием #Мариинский театр #Валерий Гергиев

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.