Сквозь комиксы. В Петербурге завершился фестиваль «Арлекин»

На городских площадках уже в пятнадцатый раз прошел фестиваль театрального искусства для детей и российская национальная премия «Арлекин». Каковы их итоги?

Сквозь комиксы. В Петербурге завершился фестиваль «Арлекин» | Cцена из спектакля «Я Басё». ФОТО Василия ВОСТРУХИНА

Cцена из спектакля «Я Басё». ФОТО Василия ВОСТРУХИНА

В этом году «Арлекин» собрал театры из Лесосибирска (Красноярский край) и Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Казани, Новокуйбышевска и Петрозаводска, Москвы и Петербурга. Эксперты отсмотрели 88 спектаклей, жюри и зрителям были представлены тринадцать, четыре из них - во внеконкурсной программе. В афише фестиваля соседствовали спектакль-комикс и спектакль-мультфильм, поэтический цирк и сказка-притча, спектакль-чат и балет-фантазия, собачья история и «черная» комедия разбитого сердца, приключение в формате молодежной тусовки и приключения для отважных детей. А также КукКафе в автобусе и спектакли для семейного просмотра.

На торжественной церемонии были озвучены итоги работы жюри, названы победители, отмечены самые-самые.

Цирк и балет

Лучшим спектаклем фестиваля стал (и вполне ожидаемо) поэтический цирк по мотивам хокку Мацуо Басё «Я Басё» соавторов Яны Туминой и Александра Балсанова, осуществленный ими с Упсала-цирком.

В «Я Басё», так же как еще в одном спектакле нынешней афиши - полнометражном сказочном балете «Снежная королева» екатеринбургского театра «Щелкунчик» в хореографии Петра Базарона, - заняты непрофессиональные артисты. Вместе с ребятами из основного состава цирковой студии Упсала-цирка в «Я Басё» работают дети и подростки с особенностями развития. В обоих случаях постановщики так виртуозно и деликатно работают с юными артистами, так тонко используют их профессиональный и личностный диапазон и возможности, что оба спектакля воспринимаются цельно, как очень внятные и законченные.

У магического и человечного театра Яны Туминой, с кем бы она ни работала - профессиональными артистами, детьми, в каком бы театре ни ставила, много поклонников в Петербурге. Ее спектакль в Упсала-цирке одновременно затейливый, изысканной выделки и невероятно простодушный. Он эстетский и в то же время очевидно «ручной сборки», задействующий и цирковое мастерство, и органику юных артистов, рассыпающую в пыль все стены и барьеры.

Жюри «Арлекина» также отметило творческий тандем Яны Туминой и Александра Балсанова как лучших режиссеров. Традиционно в театр спектакля-победителя уходит и денежный приз на новую постановку. Так что будем ждать в следующем году новую работу от команды Упсала-цирка.

Двухактный балет-сказка «Снежная королева» в исполнении учащихся школы и театра «Щелкунчик» из Екатеринбурга в постановке молодого хореографа Петра Базарона - очень внятно рассказанная языком движений (тут классика соседствует с современным танцем и бытовым жестом) история первой хрупкой любви, спектакль весь - путешествие Герды в поисках Кая, но и путешествие по балетным и танцевальным стилям. Точная и тонкая работа хореографа с каждым из юных артистов, его исключительное и бережное внимание к особенностям и возможностям каждого участника спектакля, все это работает на удивительную цельность и ясность спектакля, его композиционную стройность. В музыкальной партитуре соседствуют Адан, Чайковский, Глазунов, Респиги, Стравинский, Райтио, Альвен и фортепианная пьеса современного екатеринбургского композитора Евгения Меньщикова.

Работа екатеринбургского театра была отмечена призом зрительских симпатий.

Театр в жанре комикса

Сквозной и смыслообразующий сюжет нынешнего «Арлекина» - комиксы. Он был раскрыт и в спектаклях афиши, и в специальной программе, которая включала режиссерскую лабораторию «Театр.ком» и мастер-классы по созданию комикса на театральные темы для детей и подростков. Фестиваль открывал спектакль «Спасти супербелку» театральной компании «Артслэнд» и Центра драматургии и режиссуры, жанр которого был так прямо и определен его режиссером Екатериной Корабельник - спектакль-комикс. Были в афише фестиваля и другие постановки, эстетически и визуально близкие к жанру театрального комикса. Например, остроумный спектакль для всей семьи «Дети и эти» творческой лаборатории «Угол» из Казани по рассказам Григория Остера.

«Дети и эти» режиссеров Радиона Букаева и Регины Саттаровой подкупает корректной интонацией, с которой молодые актеры лаборатории, одетые в своеобразную прозодежду, произносят реплики «за детей», изящным существованием в текстах Остера внутри сюжета-перевертыша, где дети и родители, «эти», меняются местами: рассудительные, а иногда коварные и злоумышляющие дети тут пытаются надоумить, защитить, воспитать или провести инфантильных и неразумных взрослых.

Весь предметный мир этого спектакля - рисованный, по необходимости от сцены к сцене для обозначения места действия артисты прикрепляют к конструкции, что является базовой декорацией спектакля, то огромную вырезанную по контуру чашку, то цветок в горшке. Скупая бутафория, которой обходятся персонажи, тоже рисованная. Команда актеров азартно играет в спектакль, тут установлена правильная дистанция по отношению к персонажам-детям, нет ни сюсюканья, ни натужного изображения детей пусть даже еще очень молодыми, но взрослыми людьми.

В схожей манере сделан и еще один обаятельный спектакль конкурсной программы — «Дурацкие дети. Леля и Минька». Спектакль Центра им. Вс. Мейерхольда по пронзительным, тонким, полным юмора и точных наблюдений детским рассказам Михаила Зощенко (не случайно жюри фестиваля лауреатом в номинации «Драматург» объявило Михаила Зощенко) поставлен актрисой и режиссером МХТ им. А. П. Чехова Светланой Ивановой-Сергеевой на двух артистов - Данилу Арикова и Юлию Волкову. Тот случай, когда спектакль одинаково интересен и подросткам, и взрослым (для них это часовое ностальгическое погружение в прекрасный сон детства, возможность нащупать его расплывчатые, едва уже уловимые контуры). Актеры работают в камерной белой коробке, им в помощь - два стула, активный белый экран задника, на который проецируются семейные фото, коллажи, детские рисунки, домашнее видео, и ненавязчивое сопровождение фортепиано. Точность актерской интонации, очень деликатная и подкупающая манера работы с текстами Зощенко, виртуозная работа в дуэте - все это было отмечено жюри, и актеры спектакля получили награды за лучшую женскую и мужскую роли.

Нужны новые формы

Невозможно не выделить в афише нынешнего «Арлекина» еще два спектакля из внеконкурсной программы.

«Лесосибирск Лойс», второй спектакль режиссера Радиона Букаева в афише фестиваля, поставленный в театре «Поиск» из небольшого города Лесосибирска Красноярского края, сделан в новом жанре спектакля-чата. Мы буквально в чате - большую часть спектакля слышим ритмичный стук по клавиатуре, читаем с экрана переписку школьников и нового учителя по литературе в интернет-чате, из этой переписки и рождается, проявляется сюжет про одиночество, влюбленность, поиски смысла. Сформулированные с подростковой прямолинейностью вопросы эмоционально окрашиваются смайликами, сюжетные повороты сопровождаются плейлистом из профилей героев социальной сети. Пьеса написана специально для Лесосибирска драматургами Ириной Васьковской и Дарьей Уткиной по рассказам подростков города. Спектакль ориентирован на зрителей, для которых общаться - значит початиться, в самом начале зрителям предлагают войти в социальную сеть и присоединиться к группе. Эта не пытающаяся быть приятной работа обращена к подросткам и их родителям. Спектакль лесосибирцев получил специальный приз жюри за поиск новых форм театра для подростков.

Особым событием пятнадцатого «Арлекина» стало участие московского «Гоголь-центра» с приключением для отважных детей «Море деревьев» по пьесе Любы Стрижак. Полный энергии, очень изобретательный спектакль Филиппа Авдеева отмечен премией Ассоциации театральных критиков.

В пяти номинациях отмечен спектакль петербургского Театра им. Ленсовета «Птицы» режиссера Марии Романовой: еще один диплом за лучшую женскую роль (да, в этом году жюри наградило двух актрис), лучшая работа художника-постановщика и художника по костюмам, лучшие пластический рисунок и музыкальное оформление.

Фестиваль этого года показал, что, несмотря на солидный для театральной инициативы возраст, «Арлекин» остается фестивалем поиска и театральным событием действительно национального масштаба.

Материал был опубликован в газете под № 081 (6190) от 10.05.2018 под заголовком «Арлекин» ищет и находит».

#театр #дети #арлекин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6190) от 10.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?