Сквозь комиксы. В Петербурге завершился фестиваль «Арлекин»

На городских площадках уже в пятнадцатый раз прошел фестиваль театрального искусства для детей и российская национальная премия «Арлекин». Каковы их итоги?

Сквозь комиксы. В Петербурге завершился фестиваль «Арлекин» | Cцена из спектакля «Я Басё». ФОТО Василия ВОСТРУХИНА

Cцена из спектакля «Я Басё». ФОТО Василия ВОСТРУХИНА

В этом году «Арлекин» собрал театры из Лесосибирска (Красноярский край) и Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Казани, Новокуйбышевска и Петрозаводска, Москвы и Петербурга. Эксперты отсмотрели 88 спектаклей, жюри и зрителям были представлены тринадцать, четыре из них - во внеконкурсной программе. В афише фестиваля соседствовали спектакль-комикс и спектакль-мультфильм, поэтический цирк и сказка-притча, спектакль-чат и балет-фантазия, собачья история и «черная» комедия разбитого сердца, приключение в формате молодежной тусовки и приключения для отважных детей. А также КукКафе в автобусе и спектакли для семейного просмотра.

На торжественной церемонии были озвучены итоги работы жюри, названы победители, отмечены самые-самые.

Цирк и балет

Лучшим спектаклем фестиваля стал (и вполне ожидаемо) поэтический цирк по мотивам хокку Мацуо Басё «Я Басё» соавторов Яны Туминой и Александра Балсанова, осуществленный ими с Упсала-цирком.

В «Я Басё», так же как еще в одном спектакле нынешней афиши - полнометражном сказочном балете «Снежная королева» екатеринбургского театра «Щелкунчик» в хореографии Петра Базарона, - заняты непрофессиональные артисты. Вместе с ребятами из основного состава цирковой студии Упсала-цирка в «Я Басё» работают дети и подростки с особенностями развития. В обоих случаях постановщики так виртуозно и деликатно работают с юными артистами, так тонко используют их профессиональный и личностный диапазон и возможности, что оба спектакля воспринимаются цельно, как очень внятные и законченные.

У магического и человечного театра Яны Туминой, с кем бы она ни работала - профессиональными артистами, детьми, в каком бы театре ни ставила, много поклонников в Петербурге. Ее спектакль в Упсала-цирке одновременно затейливый, изысканной выделки и невероятно простодушный. Он эстетский и в то же время очевидно «ручной сборки», задействующий и цирковое мастерство, и органику юных артистов, рассыпающую в пыль все стены и барьеры.

Жюри «Арлекина» также отметило творческий тандем Яны Туминой и Александра Балсанова как лучших режиссеров. Традиционно в театр спектакля-победителя уходит и денежный приз на новую постановку. Так что будем ждать в следующем году новую работу от команды Упсала-цирка.

Двухактный балет-сказка «Снежная королева» в исполнении учащихся школы и театра «Щелкунчик» из Екатеринбурга в постановке молодого хореографа Петра Базарона - очень внятно рассказанная языком движений (тут классика соседствует с современным танцем и бытовым жестом) история первой хрупкой любви, спектакль весь - путешествие Герды в поисках Кая, но и путешествие по балетным и танцевальным стилям. Точная и тонкая работа хореографа с каждым из юных артистов, его исключительное и бережное внимание к особенностям и возможностям каждого участника спектакля, все это работает на удивительную цельность и ясность спектакля, его композиционную стройность. В музыкальной партитуре соседствуют Адан, Чайковский, Глазунов, Респиги, Стравинский, Райтио, Альвен и фортепианная пьеса современного екатеринбургского композитора Евгения Меньщикова.

Работа екатеринбургского театра была отмечена призом зрительских симпатий.

Театр в жанре комикса

Сквозной и смыслообразующий сюжет нынешнего «Арлекина» - комиксы. Он был раскрыт и в спектаклях афиши, и в специальной программе, которая включала режиссерскую лабораторию «Театр.ком» и мастер-классы по созданию комикса на театральные темы для детей и подростков. Фестиваль открывал спектакль «Спасти супербелку» театральной компании «Артслэнд» и Центра драматургии и режиссуры, жанр которого был так прямо и определен его режиссером Екатериной Корабельник - спектакль-комикс. Были в афише фестиваля и другие постановки, эстетически и визуально близкие к жанру театрального комикса. Например, остроумный спектакль для всей семьи «Дети и эти» творческой лаборатории «Угол» из Казани по рассказам Григория Остера.

«Дети и эти» режиссеров Радиона Букаева и Регины Саттаровой подкупает корректной интонацией, с которой молодые актеры лаборатории, одетые в своеобразную прозодежду, произносят реплики «за детей», изящным существованием в текстах Остера внутри сюжета-перевертыша, где дети и родители, «эти», меняются местами: рассудительные, а иногда коварные и злоумышляющие дети тут пытаются надоумить, защитить, воспитать или провести инфантильных и неразумных взрослых.

Весь предметный мир этого спектакля - рисованный, по необходимости от сцены к сцене для обозначения места действия артисты прикрепляют к конструкции, что является базовой декорацией спектакля, то огромную вырезанную по контуру чашку, то цветок в горшке. Скупая бутафория, которой обходятся персонажи, тоже рисованная. Команда актеров азартно играет в спектакль, тут установлена правильная дистанция по отношению к персонажам-детям, нет ни сюсюканья, ни натужного изображения детей пусть даже еще очень молодыми, но взрослыми людьми.

В схожей манере сделан и еще один обаятельный спектакль конкурсной программы — «Дурацкие дети. Леля и Минька». Спектакль Центра им. Вс. Мейерхольда по пронзительным, тонким, полным юмора и точных наблюдений детским рассказам Михаила Зощенко (не случайно жюри фестиваля лауреатом в номинации «Драматург» объявило Михаила Зощенко) поставлен актрисой и режиссером МХТ им. А. П. Чехова Светланой Ивановой-Сергеевой на двух артистов - Данилу Арикова и Юлию Волкову. Тот случай, когда спектакль одинаково интересен и подросткам, и взрослым (для них это часовое ностальгическое погружение в прекрасный сон детства, возможность нащупать его расплывчатые, едва уже уловимые контуры). Актеры работают в камерной белой коробке, им в помощь - два стула, активный белый экран задника, на который проецируются семейные фото, коллажи, детские рисунки, домашнее видео, и ненавязчивое сопровождение фортепиано. Точность актерской интонации, очень деликатная и подкупающая манера работы с текстами Зощенко, виртуозная работа в дуэте - все это было отмечено жюри, и актеры спектакля получили награды за лучшую женскую и мужскую роли.

Нужны новые формы

Невозможно не выделить в афише нынешнего «Арлекина» еще два спектакля из внеконкурсной программы.

«Лесосибирск Лойс», второй спектакль режиссера Радиона Букаева в афише фестиваля, поставленный в театре «Поиск» из небольшого города Лесосибирска Красноярского края, сделан в новом жанре спектакля-чата. Мы буквально в чате - большую часть спектакля слышим ритмичный стук по клавиатуре, читаем с экрана переписку школьников и нового учителя по литературе в интернет-чате, из этой переписки и рождается, проявляется сюжет про одиночество, влюбленность, поиски смысла. Сформулированные с подростковой прямолинейностью вопросы эмоционально окрашиваются смайликами, сюжетные повороты сопровождаются плейлистом из профилей героев социальной сети. Пьеса написана специально для Лесосибирска драматургами Ириной Васьковской и Дарьей Уткиной по рассказам подростков города. Спектакль ориентирован на зрителей, для которых общаться - значит початиться, в самом начале зрителям предлагают войти в социальную сеть и присоединиться к группе. Эта не пытающаяся быть приятной работа обращена к подросткам и их родителям. Спектакль лесосибирцев получил специальный приз жюри за поиск новых форм театра для подростков.

Особым событием пятнадцатого «Арлекина» стало участие московского «Гоголь-центра» с приключением для отважных детей «Море деревьев» по пьесе Любы Стрижак. Полный энергии, очень изобретательный спектакль Филиппа Авдеева отмечен премией Ассоциации театральных критиков.

В пяти номинациях отмечен спектакль петербургского Театра им. Ленсовета «Птицы» режиссера Марии Романовой: еще один диплом за лучшую женскую роль (да, в этом году жюри наградило двух актрис), лучшая работа художника-постановщика и художника по костюмам, лучшие пластический рисунок и музыкальное оформление.

Фестиваль этого года показал, что, несмотря на солидный для театральной инициативы возраст, «Арлекин» остается фестивалем поиска и театральным событием действительно национального масштаба.

Материал был опубликован в газете под № 081 (6190) от 10.05.2018 под заголовком «Арлекин» ищет и находит».

#театр #дети #арлекин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6190) от 10.05.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.