Сказочник, который любит футбол. «Амстердамский Хармс» – о литературе и предках из России

В течение трех дней в нашем городе гостил нидерландский писатель Тоон Теллеген, один из самых известных европейских авторов, который пишет для детей и взрослых и которого называют «амстердамским Хармсом». Визит был организован Голландским институтом, Генеральным консульством Королевства Нидерланды в Санкт-Петербурге и издательством детской литературы. В эти дни была открыта выставка иллюстраций к произведениям писателя в оранжерее Таврического сада. Демонстрировались работы И. Олейникова, обладателя премии Андерсена. Прошли встречи с Теллегеном в Голландском институте и в той же оранжерее, сыгран спектакль «Неслучайный попутчик» по его повести «Поезд из Павловска в Оостфорне» и рассказам. Тоон Теллеген родился в 1941 году в городе Бриле (Нидерланды). Он получил высшее медицинское образование и в течение трех лет работал врачом в Кении, затем перебрался в Амстердам. До 1997 года совмещал медицинскую практику и творчество, но в конечном итоге любовь к сочинительству победила. Сегодня Тоон Теллеген - автор более 20 поэтических сборников, 4 книг сказок для взрослых и более 20 - для детей, многократный обладатель различных литературных премий.

Сказочник, который любит футбол. «Амстердамский Хармс» – о литературе и предках из России | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

- Господин Теллеген, я знаю, что ваши предки жили в России...

- Мой дедушка родился и жил в Петербурге, но после революции потерял бизнес и в 1918 году ему со всей семьей пришлось уехать в Голландию. Они пережили непростые времена, голод.

Каждую Пасху, я помню, моя бабушка делала настоящую пасху в специальной форме. Еще она варила борщ, настоящий, русский. Это было очень вкусно. Мама родилась в России, и она рассказывала мне сказки про Бабу-ягу... Она жила в Петербурге на Васильевском острове, на Среднем проспекте.

- Похожи ли Россия и Голландия в отношении к литературе?

- Сложно сказать. Наверное, ситуация все же отличается. В России, к примеру, очень важное значение имеет классическая литература XIX века, в Голландии это не так. Мы вряд ли так хорошо знаем нашу литературу того времени. Скажем, в России многие выражения, цитаты, которые используют люди, в том числе в печати, взяты из классических произведений, и люди понимают, о чем речь. В Голландии такого нет.

Конечно, у нас есть известные авторы, особенно детские, например Анни Шмидт. Их все знают. Да, литература важна, но я бы сказал, не так, как в России.

- А кто в большей степени способствует тому, что ребенок начинает читать? Школы, семья, детсад?

- Думаю, в основном это происходит в школе. Дома дети по большей части смотрят телевизор или - еще чаще - в свои телефоны, планшеты. Поэтому думаю, что большую роль в приобщении к чтению играет все-таки школа. Конечно, есть родители, которые читают детям перед сном, но это делают не все. Лично я всегда читал своим детям, но не все так делают. И моя мама тоже читала мне в детстве.

- На каких книгах вы выросли?

- Я не читал много, когда рос. У меня были старшие братья, и мы все время играли в футбол. Это была важнейшая вещь для меня в жизни. Мы говорили все время о футболе, занимались им. Конечно, я немного читал, но имена этих голландских авторов вам сейчас ничего не скажут.

- По образованию вы - врач. Как это повлияло на вашу литературную деятельность?

- Я начал писать еще до того, как стал заниматься медициной, лет в 15 - 16. Думаю, особой связи с литературными занятиями нет, так как я не пишу про профессию и про свою жизнь врача. В 1970-х годах я уехал в Кению, был там врачом. Я работал с племенами масаи, это были прекрасные, интересные времена, хотя у нас не было электричества, не было много чего, что есть сейчас, и я был единственным врачом, а больных было очень много. Но это все равно было замечательно. Люди были очень дружелюбны, мне нравилось работать с ними. Тогда же я впервые увидел так близко дикую природу, животных - жирафов, слонов, львов. Это произвело на меня огромное впечатление.

- Многие российские писатели также были врачами - Булгаков, Чехов. Вы не думаете, что тут есть некая закономерность?

- Возможно, для кого-то и есть. Но для меня скорее нет.

- Вы пишете сказки для взрослых и для детей. В чем для вас разница между двумя этими аудиториями?

- Когда я только начал писать про животных, это были больше истории для детей, но со временем они стали более и более «взрослыми». Я использую более сложные слова, и сами истории стали сложнее. В Голландии многие мои книги - даже большинство - издают как книги для взрослых, без иллюстраций. А для детей они издаются с иллюстрациями.

Несколько лет назад мы сделали книгу с бельгийским иллюстратором Ингрид. И я подумал - это должна быть книга именно для детей. Я сделал ее проще, она именно для детей. Но вообще, когда пишу, я не думаю, для кого - для больших или маленьких. Я думаю больше о самих персонажах, о животных, что они делают, говорят и так далее.

- У вас есть обратная связь с читателями?

- Конечно, ведь уже более 15 лет я читаю мои истории с музыкальной группой. Мы даем представления по всей Голландии, а также в Бельгии. После представлений я подписываю книги для читателей. Также иногда хожу в школы, и меня спрашивают школьники обо всем - например, как я начал писать или какую еду люблю. А однажды мальчик меня спросил, во что я обычно одет, когда пишу свои истории. И я ему сказал: «Специально для сегодняшней встречи я надел рубашку, в которой я обычно пишу, это моя «писательская» рубашка». Он был впечатлен.

Еще был случай давно, когда мальчик после встречи подошел ко мне и сказал, что тоже мечтает стать писателем. С тех пор вспоминаю о нем. Всегда было интересно узнать, стал ли он писателем. Я спрашивал, пытался выяснить, но пока так и не знаю, сбылась ли его мечта.

- Знают ли люди в Голландии нашу литературу?

- Вся классическая литература переведена на голландский - Чехов, Достоевский, Гончаров, Солженицын... Я прочитал очень много российской литературы в переводе и знаю многих людей, кто также любит ее, интересуется. Мой любимый русский писатель - Чехов, и многие люди, кого я спрашиваю о русской литературе, также называют его своим любимым писателем. У меня дома есть целый стеллаж, где только русские авторы. Мне нравятся стихи Даниила Хармса, «Евгений Онегин», Ахматова и многие, многие другие.

Кроме того, есть и современная российская литература в переводе. Например, Гузель Яхина. Я прочел ее книгу «Зулейха открывает глаза», мне очень понравилось. Или молодой поэт из Екатеринбурга Борис Рыжий, который писал прекрасные стихи, но, к сожалению, рано ушел из жизни. Также я читал Владимира Маканина...

- Как складывается ваш типичный день?

- Встаю часов в девять, завтракаю, потом иду в свою комнату, где пишу истории, стихи - два-три часа. Днем после обеда гуляю, занимаюсь еще какими-то делами, вечером обычно читаю. Пишу я сейчас всегда утром, а когда я был врачом, такой возможности у меня не было, поэтому я обычно писал по вечерам... Важные вещи для меня помимо литературы - это моя семья (у меня четверо внуков, 14 и 16 лет у дочери, 10 и 12 лет у сына) и, конечно, футбол...

Подготовила Анна СВИРИДЕНКО

#литература #писатель #Нидерланды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6473) от 04.07.2019 под заголовком «Сказочник, который любит футбол».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?