Только на сайте

Сказка с несчастливым концом. Чем интересна «Гроза» Андрея Могучего в БДТ им. Товстоногова

Почему постановка похожа на страшную готическую сказку?

Сказка с несчастливым концом. Чем интересна «Гроза» Андрея Могучего в БДТ им. Товстоногова | Фото Стаса Левшина

Фото Стаса Левшина

Первое, что видят зрители, зашедшие в зал – огромный черный занавес, стилизованный под лаковые миниатюры мастеров Палеха. При внимательном изучении он оказывается «Житием Катерины». Диковинные птицы, кудрявые деревья, резные беседки, воздушные облака и девушка в красном платье, летящая с обрыва в омут.

Занавес здесь не один. Под определенные сцены созданы полотна, наполненные языческой и христианской символикой. Впрочем, символизмом полон весь спектакль. Купец Савел Прокофьевич Дикой восседает на троне с золотыми тельцами. Кулигин, словно современный хипстер, разъезжает по сцене на самокате. Головные уборы актрис имитируют древние венцы. У Кабанихи он островерхий, потому хозяйка города Калинова напоминает средневекового инквизитора. У ее своевольной дочери Варвары венец с рогами, а над головой Катерины – восходящее красное солнышко.


Фото Стаса Левшина

Пьесу не играют, а поют. Кто-то частушками, кто-то молитвами. Звучат со сцены БДТ и оперные партии – роль Бориса Григорьевича исполняет солист Михайловского театра Александр Кузнецов. Играет оркестр, а установленный в зале бас-барабан то имитирует раскаты грома, то задает такт речитативам актеров. У каждого героя – своя речевая характеристика, свой мотив. 

Справедливости ради нужно заметить, что «спеть» драму Островского придумал не Могучий. Начиная с XIX века по мотивам «Грозы» было создано несколько опер – в России, Чехии, Италии. Но здесь поют необычно, воспроизводя мягкими распевными окончаниями старинные русские говоры.

В этом спектакле вообще много русского народного – и настоящего, и «клюквенного». При создании костюмов художник Светлана Грибанова ориентировалась на образцы из Российского этнографического музея (конечно, лишь условно). Со сцены постоянно слышится протяжное «ка» – первый звук «Калинки» в классическом исполнении ансамбля имени Александрова. Эта песня грянет в конце первого действия, когда Катерина решится на встречу с Борисом, да и души других героев пойдут в разнос.

Однако, этот спектакль больше похож не на русскую народную, а на какую-то страшную готическую сказку. Сам город Калинов – точно призрак. Темное царство на Волге построено без декораций. За спинами героев лишь гнетущая черная пустота, которую периодически озаряют молнии.


Фото Стаса Левшина

Начинается спектакль диалогом Кулигина (Анатолий Петров получил за эту роль «Золотой софит») и Кудряша (Василий Реутов) – грубого, разбитного, пьяного. Самодур Дикой с раздвоенной бородой и в камзоле (роль исполняют Дмитрий Воробьев и Сергей Лосев) – словно злой колдун из старой сказки. Марфу Кабанову играет Марина Игнатова. Сдержанная, монументальная, именно она – центр созданного на сцене мира тьмы.

Впрочем, в этом мире вполне комфортно себя чувствуют две барышни – Варвара (Нина Александрова/Варвара Павлова) и Глаша (Алена Кучкова / Глафира Лаврова). «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Наверное, сможет приспособиться к законам этого темного царства и рафинированный Борис в элегантном кожаном пальто. Настоящая жертва здесь Тихон (актер Алексей Винников) – несчастный, слабый, но самый живой из всех героев спектакля.


Фото Стаса Левшина

В галерее бесконечных черных образов выделяется сумасшедшая барыня в исполнении Ируте Венгалите. И, конечно, Катерина – эта роль молодой актрисы Виктории Артюховой. В ярко-алом платье, посреди зловещей темноты, она нежно напевает свои песни-плачи. Погибает героиня не от отчаяния. Радостная и светлая, она уходит по помосту, усыпанному золотыми кувшинками, прямо в зрительный зал и громко хлопает дверью. Другим героям этой грустной сказки остается лишь мучиться дальше.

Играют актеры условно, в этой игре – и площадной средневековый балаган, и манеры императорского театра. В своей постановке режиссер словно возвращает зрителя к тем традициям, что существовали до появления русского психологического театра, до эпохи Станиславского. При этом Могучий наследует и революционному театру начала XX века, поклонником которого он, безусловно, является. Визуально и внутренне – это спектакль «с багажом», в котором вся история русской сцены.


Фото Стаса Левшина

В одном из интервью на вопрос о современном положении БДТ Алиса Бруновна Фрейндлих дипломатично ответила, что он «в поиске». Театр в поиске, а Могучий, думается, все для себя уже нашел. Казалось бы, в «Грозе» смешались: балаган и самокаты, авангардизм и пантомима, готика и «Калинка». Но вроде бы ничего лишнего нет – все выверено, продуманно, эстетично, изобретательно и красиво. Спектакль, получивший «Золотую маску» (в номинации «Лучшая работа режиссера») и «Золотой софит» («Лучший спектакль на большой сцене», «Лучшая работа режиссера») завораживает и удерживает внимание зрителей.

В рамках режиссерского театра Могучего находится место и актерскому мастерству. Хрестоматийный текст в исполнении артистов звучит естественно и современно, а в их игре есть сердце и душа. Порой бывает по-настоящему смешно. Но когда в антракте разглядываешь фотографии спектаклей Товстоногова – с Дорониной, Копеляном, Лебедевым, Лавровым – вдруг становится грустно. Словно от потери чего-то очень близкого и родного.

#БДТ #Гроза #Островский #Андрей Могучий #театр #спектакль #пьеса

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?