Только на сайте

Сказка с несчастливым концом. Чем интересна «Гроза» Андрея Могучего в БДТ им. Товстоногова

Почему постановка похожа на страшную готическую сказку?

Сказка с несчастливым концом. Чем интересна «Гроза» Андрея Могучего в БДТ им. Товстоногова | Фото Стаса Левшина

Фото Стаса Левшина

Первое, что видят зрители, зашедшие в зал – огромный черный занавес, стилизованный под лаковые миниатюры мастеров Палеха. При внимательном изучении он оказывается «Житием Катерины». Диковинные птицы, кудрявые деревья, резные беседки, воздушные облака и девушка в красном платье, летящая с обрыва в омут.

Занавес здесь не один. Под определенные сцены созданы полотна, наполненные языческой и христианской символикой. Впрочем, символизмом полон весь спектакль. Купец Савел Прокофьевич Дикой восседает на троне с золотыми тельцами. Кулигин, словно современный хипстер, разъезжает по сцене на самокате. Головные уборы актрис имитируют древние венцы. У Кабанихи он островерхий, потому хозяйка города Калинова напоминает средневекового инквизитора. У ее своевольной дочери Варвары венец с рогами, а над головой Катерины – восходящее красное солнышко.


Фото Стаса Левшина

Пьесу не играют, а поют. Кто-то частушками, кто-то молитвами. Звучат со сцены БДТ и оперные партии – роль Бориса Григорьевича исполняет солист Михайловского театра Александр Кузнецов. Играет оркестр, а установленный в зале бас-барабан то имитирует раскаты грома, то задает такт речитативам актеров. У каждого героя – своя речевая характеристика, свой мотив. 

Справедливости ради нужно заметить, что «спеть» драму Островского придумал не Могучий. Начиная с XIX века по мотивам «Грозы» было создано несколько опер – в России, Чехии, Италии. Но здесь поют необычно, воспроизводя мягкими распевными окончаниями старинные русские говоры.

В этом спектакле вообще много русского народного – и настоящего, и «клюквенного». При создании костюмов художник Светлана Грибанова ориентировалась на образцы из Российского этнографического музея (конечно, лишь условно). Со сцены постоянно слышится протяжное «ка» – первый звук «Калинки» в классическом исполнении ансамбля имени Александрова. Эта песня грянет в конце первого действия, когда Катерина решится на встречу с Борисом, да и души других героев пойдут в разнос.

Однако, этот спектакль больше похож не на русскую народную, а на какую-то страшную готическую сказку. Сам город Калинов – точно призрак. Темное царство на Волге построено без декораций. За спинами героев лишь гнетущая черная пустота, которую периодически озаряют молнии.


Фото Стаса Левшина

Начинается спектакль диалогом Кулигина (Анатолий Петров получил за эту роль «Золотой софит») и Кудряша (Василий Реутов) – грубого, разбитного, пьяного. Самодур Дикой с раздвоенной бородой и в камзоле (роль исполняют Дмитрий Воробьев и Сергей Лосев) – словно злой колдун из старой сказки. Марфу Кабанову играет Марина Игнатова. Сдержанная, монументальная, именно она – центр созданного на сцене мира тьмы.

Впрочем, в этом мире вполне комфортно себя чувствуют две барышни – Варвара (Нина Александрова/Варвара Павлова) и Глаша (Алена Кучкова / Глафира Лаврова). «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Наверное, сможет приспособиться к законам этого темного царства и рафинированный Борис в элегантном кожаном пальто. Настоящая жертва здесь Тихон (актер Алексей Винников) – несчастный, слабый, но самый живой из всех героев спектакля.


Фото Стаса Левшина

В галерее бесконечных черных образов выделяется сумасшедшая барыня в исполнении Ируте Венгалите. И, конечно, Катерина – эта роль молодой актрисы Виктории Артюховой. В ярко-алом платье, посреди зловещей темноты, она нежно напевает свои песни-плачи. Погибает героиня не от отчаяния. Радостная и светлая, она уходит по помосту, усыпанному золотыми кувшинками, прямо в зрительный зал и громко хлопает дверью. Другим героям этой грустной сказки остается лишь мучиться дальше.

Играют актеры условно, в этой игре – и площадной средневековый балаган, и манеры императорского театра. В своей постановке режиссер словно возвращает зрителя к тем традициям, что существовали до появления русского психологического театра, до эпохи Станиславского. При этом Могучий наследует и революционному театру начала XX века, поклонником которого он, безусловно, является. Визуально и внутренне – это спектакль «с багажом», в котором вся история русской сцены.


Фото Стаса Левшина

В одном из интервью на вопрос о современном положении БДТ Алиса Бруновна Фрейндлих дипломатично ответила, что он «в поиске». Театр в поиске, а Могучий, думается, все для себя уже нашел. Казалось бы, в «Грозе» смешались: балаган и самокаты, авангардизм и пантомима, готика и «Калинка». Но вроде бы ничего лишнего нет – все выверено, продуманно, эстетично, изобретательно и красиво. Спектакль, получивший «Золотую маску» (в номинации «Лучшая работа режиссера») и «Золотой софит» («Лучший спектакль на большой сцене», «Лучшая работа режиссера») завораживает и удерживает внимание зрителей.

В рамках режиссерского театра Могучего находится место и актерскому мастерству. Хрестоматийный текст в исполнении артистов звучит естественно и современно, а в их игре есть сердце и душа. Порой бывает по-настоящему смешно. Но когда в антракте разглядываешь фотографии спектаклей Товстоногова – с Дорониной, Копеляном, Лебедевым, Лавровым – вдруг становится грустно. Словно от потери чего-то очень близкого и родного.

#БДТ #Гроза #Островский #Андрей Могучий #театр #спектакль #пьеса

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...