Сказка о трансграничной любви. Чем интересен фильм «Кроличья лапа»
Действие фильма грузинского кинорежиссера Наны Джорджадзе «Кроличья лапа» разворачивается в Петербурге и окрестностях Лиона. В мелодраме снимались наши соотечественники. А сюжет целиком посвящен прекрасному чувству – любви, преодолевающей границы Старого Света, а позже и Евросоюза.
Автор сценария «Кроличьей лапы» – Ирина Марийчук (она также по совместительству и один из продюсеров). Главным продюсером стала опытная Юлия Соболевская («Хищники», «Никогда не разговаривай с незнакомками», «Танцы на песке» и другие фильмы).
Конечно, при таком раскладе творческих сил можно было ожидать от картины женского взгляда на проблемы отношений сильного пола с полом прекрасным. И я принялся внимательно следить за историей любви главной героини – некоей Али (петербургская актриса Светлана Щедрина) и соблазнительного француза по имени Николя (французский артист Николя Дювошель).
Действие разворачивается в начале 1990-х годов. Аля приглашает случайных прохожих к себе домой, в коммуналку, чтобы французы могли... перекусить. Разумеется, Аля и Николя влюбляются друг в друга с первого взгляда. Но француз, у которого русская бабушка, оказывается женат. А рядом с Алей постоянно находится друг детства Митя (Евгений Ткачук). Реально осязаемый жанровый призрак любовной мелодрамы обретает вполне конкретные сюжетные черты.
Что можно придумать, чтобы зрители сострадали влюбленной интернациональной парочке? Конечно, границы! Однако герои с неправдоподобной легкостью преодолевают расстояния – проблемы виз не существуют для сказочных персонажей. А сочинившие их творцы не очень обеспокоены соответствием своего зрелища бытовым подробностям российской жизни разных времен.
Романтический флер картине добавляет появление седого Пьера Ришара, который как всегда обаятелен и мил, изображая не то дядюшку, не то дедушку мечущегося между Россией и Францией Николя. Похоже, что Нана Джорджадзе свято уверовала в звездный статус своего любимого французского актера и не очень озаботилась тем, чтобы в картине были соответствующие его актерскому таланту эпизоды. Месье Ришар как только появляется в кадре, так сразу берется за бокал вина и начинает рассуждать о его вкусовом букете. Это все выглядит очень мило, но как будто мы смотрим сценку из телепередачи о гастрономическом туризме.
Короче говоря, создатели фильма не занимались такой «ерундой», как реальная жизнь. Зачем, когда есть возможность путешествовать, общаться с приятными людьми в приятных местах, пить хорошее вино и получать удовольствие от процесса работы над фильмом?
Наверное, снимая эту картину, Нана Джорджадзе вспоминала свою бурную молодость, когда всходила ее режиссерская звезда под покровительством Тенгиза Абуладзе и Ираклия Квирикадзе, когда женщина-режиссер из Советского Союза завоевывала «Золотую камеру» в Каннах за лучший дебют. А потом была еще и оскаровская номинация за «1001 рецепт влюбленного кулинара». Это все случилось в том, прошлом, веке, когда и встречаются впервые герои «Кроличьей лапы».
Вопросы к фильму исчезали в те минуты, когда в кадре появлялись соседи по коммуналке: Олег Гаркуша сыграл свою лучшую, быть может, роль в кинокарьере. За его соседом-алкоголиком очень интересно наблюдать. А уж преображение его в финале картины заставило и вовсе забыть о заметных несуразицах фильма. Но этот персонаж, как показалось, забрел в фильм случайно.
Такой же реальной кажется и соседка, блестяще сыгранная Евгенией Добровольской. Актриса понимает многое про нашу повседневную жизнь и умеет это ощущение передать. К сожалению, этой силы явно не хватает для того, чтобы зрителю, быстро насмотревшемуся на пейзажи и интерьеры, не хотелось то и дело смотреть на часы.
По мере просмотра меня мучил вопрос о смысле названия фильма. Только благодаря Интернету я выяснил, что во многих культурах кроличья лапка считается талисманом, приносящим удачу и даже счастье. Поэтому вы можете догадаться, что для героев фильма уже в наши дни все закончится неплохо. Что особенно актуально в преддверии праздника 8 Марта.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (6874) от 03.03.2021 под заголовком «Сказка о трансграничной любви».
Комментарии