Сияние «Меридианов». Как прошел фестиваль, посвященный культуре коренных народов Севера?

Фестиваль «Сияние Арктики», посвященный культуре коренных малочисленных народов Севера, состоялся в Петербурге. Этот большой этнографический праздник в одном из концертных залов Центрального района организовал и провел комитет по делам Арктики. Но были в эти дни и другие запоминающиеся события…

Сияние «Меридианов». Как прошел фестиваль, посвященный культуре коренных народов Севера? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Три взгляда на ЭТНО

Перед петербуржцами преимущественно старшего поколения (проходил фестиваль в рабочие часы, пригласительные билеты раздавали через муниципалитеты) выступили два десятка артистов и творческих коллективов. В основном пели старые советские песни, преимущественно на «снежно-северные темы». В том же духе были выдержаны и хореографические композиции. Но было и аутентичное — этим порадовали фольклорный театр-студия «Северное сияние» РГПУ им. Герцена и ансамбль северного танца «Энэр», исполнявшие номера под аккомпанемент варгана и традиционное горловое пение.

Завершилась же эта неделя сразу двумя масштабными этнособытиями: в Доме молодежи на Новоизмайловском проспекте прошел финал XIV фестиваля национальных культур «Меридианы дружбы», который на протяжении полутора десятилетий проводит Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) для студентов петербургских вузов, приехавших учиться из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Параллельно в другом доме молодежи — «Пулковец» — проходил открытый фестиваль национальных культур «В стиле этно», где гостей самого разного возраста петербургские диаспоры погружали в мир культуры, промыслов и традиционной кухни Дагестана, Якутии, Башкирии, Карелии и Камчатки. Рассказы об обычаях своих народов сопровождались выставками, дегустациями, дефиле, мастер-классами, песнями и танцами.

Можно ли сравнивать мероприятия столь разного масштаба, с непохожей историей и со столь отличающейся аудиторией? Стоит ли рассказывать о них в одной газетной статье? Думается, да. Потому что во всех трех событиях минувшей недели было одно главное: неравнодушие участников к теме национальных культур и огромный интерес публики к ним.

К какой бы возрастной категории эта публика ни относилась.

Зов предков, память сердца

В холле «Колизей-арены» не протолкнуться: до начала концерта все хотят постучать в расписной чукотский бубен, сфотографироваться с «шаманом» в интерьере чума. Бубнов из оленьей кожи здесь несколько — о них с удовольствием рассказывает сам мастер Анатолий Омрынват:

Сияние Арктики2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


— Это бубен ярар. Ярар в переводе с чукотского — «Дом солнца».

Анатолий родом из поселка Амгуэма. Он, конечно, не шаман — на родине работал в оленеводческой бригаде. Однажды попробовал делать бубны — сначала для себя, потом для народных исполнителей в своем районе. Находил художников, которые расписывали их так, как он просил. В Петербург приехал около года назад. Такой перерыв в оленеводческой деятельности объясняет желанием сделать музыкальный альбом и продвинуть в массы чукотскую культуру.

— Сейчас записываю патриотическую песню «Есть страна Россия», — поясняет Анатолий. — Кроме того, провожу встречи с детьми и взрослыми в школах, детдомах, приютах и реабилитационных центрах. Рассказываю о своем крае, читаю стихи к каждой картине, отбивая ритмы на бубне, учу нашим танцам. Люди при помощи звуков и движений входят в состояние некоторого транса, находят что‑то глубоко спрятанное в себе. У человека меняется настроение, он вспоминает свою культуру, стихи, песни, родину — то, что он раньше знал, но, возможно, забыл.

Село Амгуэма Анатолий Омрынват называет «местом, где рождается день». Рассказывает о не­обыкновенных восходах, тишине или, наоборот, о завораживающей музыке ветра и снега, торжествующем полыхании северного сияния…

— Я родом из семьи оленных чукчей и даже успел застать время обрядов и камланий, — поясняет Омрынват. — Во время праздников весь род пел и танцевал, а в его преддверии ярар согревали над костром. Его звуки наполняли пространство магической вибрацией. А в руках старейшин и шаманов голос бубна становился еще глубже, мощнее. Ответные вибрации в сердце в такие минуты кажутся зовом предков, дающим тебе ощущение единства рода.

И ненецкие шашки тебко

В соседнем зале свободного места, пожалуй, еще меньше: здесь проходят мастер-классы и конкурсы. За столами принаряженные дамы и кавалеры серебряного возраста вовсю творят в разных изобразительных техниках — тут и роспись акриловыми красками по дереву, и рисунки на воде в технике эбру… Из «настоящего арктического» — только танцы да игра в тебко, ненецкие шашки. На ромбовидном поле в отверстия воткнуты деревянные шпильки или гвоздики — тебко.

— В них играют примерно как в «уголки», только каждый гвоздик, через который перешагнули, убирается с поля, — объясняет ведущая мастер-класса Тамара Красовская. — Можно играть вдвоем и даже одному — в этом случае нужно добиться, чтобы остался только один тебко в центре доски.

Сама Тамара признается:

— Когда я осваивала игру, у меня, наверное, месяц ушел, чтобы это получилось. А как уловишь логику, можно и за две минуты управиться.

Ведущая еще одного мастер- класса — руководительница ансамбля северного танца «Энэр» Зоя Турэ. Она и солистки ее ансамбля обучают зал чукотскому танцу, основанному на жизненных реалиях чукчей и окружающей их природе:

— Ноги вместе, приседаем, добавляем ручки — как будто вы птицы с огромными крыльями, вы на берегу океана и готовы взлететь… А теперь плывем в лодке, гребем веслом… А теперь разводим огонь… Варим кашу…

Не каждый регион может похвастать таким разнообразием культур, как Арктика. Для ненцев, эвенков, эвенов, каряков, энцев, чукчей, эскимосов, хантов, саамов и других этносов Арктика — родной дом, несмотря на то что живут они в крайне сложных климатических и природных условиях. Причем живут, не нарушая хрупкого равновесия природы. А петербургские фольклорные коллективы — театр-студия «Северное сияние» Института народов Севера Герценовского университета и студенческий ансамбль «Энэр» — помогли петербуржцам в этот вечер услышать, почувствовать суровое и мощное ее дыхание.

Что «профи», что «не профи» — все равно

В Доме молодежи на Новоизмайловском проспекте пятничный вечер проходил в целом по похожему сценарию: мастер-классы, дегустации, потом выступления артистов на сцене большого зала. Только атмосфера там была куда более оживленная, шумная, эмоциональная. Студенты развлекались вовсю, переходя от стола к столу: здесь плетут веревочки с кистями для кос, тут наносят на лица настоящие африканские узоры (верить можно: разрисовывают всех желающих студенты из Анголы), тут учатся вязать хитрые и крепкие калмыцкие узлы, которые можно при желании развязать одним движением, а здесь завязывают «волшебные мешочки» с непонятными символами.

— Это что у вас? И какого народа? — спрашиваю ведущую мастер-класса студентку РГГМУ, руководительницу университетского объединения прикладного творчества «Малахит» Юлиану Сизеневу.

— Такие мешочки можно завязать на удачу с пожеланием себе или тому, кому его подаришь, — поясняет она. — Внутри чабрец. В древности воин увозил такой мешочек в поход, и тот напоминал ему о доме. Считается, что чабрец обладает магическими свойствами защиты от злых духов. Он был также символом мужской доблести и чести. А руны — славянских и скандинавских народов. Можно подобрать нужную комбинацию по смыслу. Их рисуют на мешочках для дополнительной защиты. Эта вот — для привлечения удачи, эта — для любви, эта — на благополучие. Руна в виде птичьего следа — на плодородие. Обратите внимание — более графически сложные знаки — для любви…

Главное отличие фестиваля «Меридианы дружбы» от прочих этнопраздников — в том, что это состязание, проходящее на протяжении полугода. Сначала заочный отбор, потом очный финал, как сейчас. Причем участники должны не только хорошо спеть и красиво станцевать, но и рассказать о своих обычаях и культуре. Поэтому большинство выступлений превращались в настоящие спектакли — со своим сюжетом, настроением и даже определенным драматизмом.

Кстати, нынче девять команд- финалисток разделили на две категории — профильные (те, кто занимается национальным творчеством в составе постоянно действующего коллектива) и непрофильные (команды, в которые молодые люди объединились временно, для участия в этом фестивале). По уровню артистизма и исполнительского мастерства этих «профи» и «не профи» было иной раз и не отличить — тут студентам могут позавидовать и иные профессионалы…

Танцевальную культуру народов Анголы продемонстрировала команда Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, Демократической Республики Конго — РГГМУ. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов сыграл русскую свадьбу и казахский шiлдехана — праздник в честь рождения ребенка. Камчатский ансамбль с двойным названием — «Школьные годы — Ейгунычвын» (точнее, его петербургский филиал) поразил зрителей ритуалом очищения огнем в традиции коряков, ительменов и чукчей. Гидрометеорологический университет — великолепным музыкальным представлением на тему казачьей культуры юга России. А молодежный ансамбль «Ямал — потомкам», по определению одного из членов жюри, «просто зажег сегодня северное сияние над «Меридианами дружбы»…

Незадолго до окончания шоу я подумала: как жаль, что этот яркий праздник и этих талантливых ребят увидели только те, кто находился этим вечером в зале. Но ректор РГГМУ, председатель регионального отделения Ассамблеи народов России Владимир Михеев, закрывая фестиваль, будто услышал меня:

— То, что происходило у нас сегодня, будет разослано по всем регионам России — туда, где существуют отделения нашей ассамблеи, от Северо-Запада до Камчатки и всех удаленных областей РФ, — и вас смогут увидеть ваши далекие близкие.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Герман ШИРОКОВ, председатель комитета по делам Арктики:

— Петербург неразрывно связан с освоением Арктики и ее богатой историей. Но связан он и с современностью. Арктика — это не только экономика, инвестиционные проекты, главное — люди, которые там живут и трудятся. Петербург становится центром сохранения культуры, наследия, языков народов, населяющих арктические регионы России. Знакомить жителей города и гостей с традициями и культурой народов Арктики стало нашей традицией.

В ТЕМУ 

А вы знаете, что…

…чукчи делятся на оленных чаучу (тундровых кочевых оленеводов) и приморских береговых анкалын — оседлых охотников на морских зверей. Есть также чукчи-собаководы. Фольклор чукчей схож с фольклором всех палеоазиатов и американских народов;

…ненцы говорят: у ленивого человека сердце спит. У этого народа до XX века не было письменности, а язык делился на десятки говоров;

…у кольских саамов был матриархат. Саамы верят: у женщины сильная душа. На день рождения девочкам дарят оленей, так что к совершеннолетию у каждой уже есть собственное стадо.


Коренные малочисленные народы Севера:

чукчи.jpg
ФОТО  ru.pinterest.com / Инфографика Ирины ГАБОВОЙ

#Арктика #фестиваль #ЭТНО

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (7533) от 31.10.2023 под заголовком «Сияние «Меридианов»».


Комментарии