Шесть персонажей в поисках зрителя. Каким получился новый спектакль Театра Ленсовета

В конце театрального сезона принято подводить итоги. Хотя далеко не все уверены, что процесс исчисляется сезонами: если он есть, то делить его на отрезки не так‑то просто и не всегда плодотворно. Другое дело, если процесс отсутствует, а есть спазматические его проявления в виде премьер. Тогда на излете сезона разумнее вопрошать не «куда идем», а «куда стоим». На этот вопрос — при всей его абсурдности — ответ найти можно.

Шесть персонажей в поисках зрителя. Каким получился новый спектакль Театра Ленсовета | Те, кто знаком с романом Стерна, не удивятся, что сын Тристрам Шенди (Александр Новиков) выглядит старше своего отца Вальтера (Федор Федотов) / Фото Юлии Кудряшовой/ Предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета

Те, кто знаком с романом Стерна, не удивятся, что сын Тристрам Шенди (Александр Новиков) выглядит старше своего отца Вальтера (Федор Федотов) / Фото Юлии Кудряшовой/ Предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета

Смотришь иной спектакль и ловишь себя на мысли, что ты это уже сто раз видел. Пожалуй, достаточно одного взгляда на афишу. Репертуар вертится вокруг одних и тех же имен и названий. Попытки вырваться из порочного круга зачастую уводят еще глубже в театральные дебри. Даже записные авангардисты могут оторваться от Чехова и Шекспира разве что в сторону Арбузова или Славина. Но классики писали о современности, а мы о чем?

Прорывы, конечно, случаются. Скажем, на фронтоне ­Театра ­им. Ленсовета вдруг возникло название, широкой публике ­неведомое: «Жизнь и мнения Тристрама ­Шенди, ­джентльмена». Из всех этих слов зрители со стажем помнят ­только последнее: спектакль «Человек и джентльмен» многие годы был в репертуаре, его любили и артисты, в нем занятые, и аудитория, всегда к комедии неравнодушная. Сейчас ­театр не тот и зрители совсем другие. Аплодисменты здесь вспыхивают, как в джаз-клубе — после каждого ударного номера или монолога. ­Прежде театр был ближе к филармонии, где аплодировать можно только после завершения всей симфонии, а отнюдь не между частями… Но ­зачем вспоминать о хорошем тоне? Тебе сразу могут напомнить о возрасте и намекнуть, что так долго не живут.

Боюсь, что и Лоренсу Стерну ­суждено почувствовать на себе косые молодежные взгляды. Его сочинение датировано 1760‑ми годами и на моей памяти не вдохновило ни один российский ­театр на постановку (фильм Майкла ­Уинтерботтома со Стивеном Фраем, снятый в 2005 году, тоже мало кому ­известен). Автор спектакля Борис Павлович заслуживает всяческих похвал за смелость в выборе литературного первоисточника и за отважную попытку преодолеть расстояние в 255 лет. Приверженец иммерсивных постановок на сей раз проявил себя ценителем ­театра абсурда. В прозе, которая была пародией на бытовой роман, он обнаружил невероятное сходство с открытиями Беккета и ­Ионеско. Нелинейность повествования, отсутствие прямых контактов между персонажами, ситуации, рождающие поток ассоциаций, — все это задолго до драматургии XX столетия, как выясняется, содержится у Стерна (в образцовом переводе А. Франковского).

Актеров-ленсоветовцев порой не узнать в новой для них стилистике. Их всего шестеро. И все как на подбор — на месте. Необычайно сдержан Александр Новиков в роли Тристрама Шенди. Публика поначалу пытается провоцировать его на педалирование комических фраз и ситуаций, но артист уклоняется от легкого успеха (сказывается школа Юрия Бутусова). Он держит паузу, поет и музицирует с тем же достоинством, с коим и рассуждает, не забывая о том, что сама фамилия героя на родине автора была синонимом безрассудства.

Родители Тристрама, словно сошедшие с гравюр и акварелей галантной эпохи, успешно продлевают путешествие во времени и пространстве. Они вышли из шинели (или камзола?) Лоренса Стерна, чтобы рассказать о вечном: о конечности бытия и бесконечном конфликте мужчины и женщины, о надеждах и разочарованиях, о прозе жизни, побеждающей поэзию. Дебютант в этом театре Федор Федотов (мистер Шенди-старший) берет на себя бремя суждений о несовершенстве мира, и, надо сказать, зал слушает его с вниманием. В какой‑то момент оба Шенди — и сын, и отец — стаскивают с головы парики, ­подтверждая, что говорят не только от лица персонажей, но и от своего.

Жеманная миссис Шенди тоже не целиком погружена в туманы прошлого. Кулинарный мастер-класс героиня Натальи Шаминой проводит, ни на минуту не переставая тарахтеть. Когда в кастрюлю с кипящим бульоном вслед за макаронами и изрядной дозой соли летят консервные банки, всевозможные вершки и корешки, чувствуется, что она не просто готовит «суп из топора». Формула ее жизни — ­нескончаемый монолог, которым она сопровождает все судьбоносные моменты истории семейства Шенди. В сцене появления Тристрама на свет мальчик оказывается на руках у матери уже довольно весомым лицом мужеского пола, чему виной, очевидно, недосмотр родителей, не уследивших за временем в час зачатия.

Есть театральное правило: если спектакль имеет успех, надо благодарить актеров; если спектакль провалился, виноват режиссер. Пока рано говорить о том, пришелся ли ко двору Театра Ленсовета новый автор. Шестеро актеров сделали все что могли, в мастерстве режиссера тоже сомневаться не приходится (хотя я бы порекомендовала ему не увлекаться звуковыми эффектами). Сценографы Мария Лукка и Александр Мохов аккуратно внедрили в типично английский архитектурный стиль современный ­видеоарт. Пожалуй, в данном случае я бы возложила ответственность за непредсказуемый результат именно на публику. Откроет ли она для себя Лоренса Стерна? Или предпочтет пестрый репертуар театра, еще не определившегося после эпохи Бутусова?

#театр #спектакль #Театр Ленсовета

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 88 (7171) от 19.05.2022 под заголовком «Шесть персонажей в поисках зрителя».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?