Шедевры Вены и Петербурга встали в пары в Эрмитаже

У Эрмитажа и Художественно-исторического музея Вены много общего. Оба расположены в зданиях - памятниках архитектуры, в основе собраний личные коллекции монархов, во второй половине XIX века ставшие доступными публике, после Первой мировой войны переданные государству. Кроме того, между российским и австрийским музеями давно существует научный и культурный обмен.

Шедевры Вены и Петербурга встали в пары в Эрмитаже  | Картины вступают в диалог друг с другом и с посетителями выставки. ФОТО Михаила МЕТЦЕЛЯ/ТАСС

Картины вступают в диалог друг с другом и с посетителями выставки. ФОТО Михаила МЕТЦЕЛЯ/ТАСС

До середины января в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа представлен совместный проект «Имперские столицы: Санкт-Петербург - Вена. Шедевры музейных коллекций». Совсем недавно он был показан в австрийской столице, правда, под другим названием «Эрмитаж в гостях. Шедевры от Ботичелли до Ван Дейка». И в том и в другом случае ключевое слово - шедевры. В состав выставки вошли произведения Якопо Тинторетто, Сандро Ботичелли, Питера Пауля Рубенса, Ван Дейка, Франса Халса, Никола Пуссена и других знаменитых художников.

— Картины для выставки отбирали долго и тщательно. Переписывались с венскими коллегами, «торговались», потому что музеи редко дают на вывоз вещи, за которые переживают, - рассказывает куратор старший научный сотрудник Эрмитажа Мария Горлова. - После многомесячной переписки мы взяли четырнадцать вещей из венского музея и добавили столько же своих. По предложению Вены разместили их парами, для того чтобы можно было сравнивать по композиции, времени исполнения, стилистике.

Архитектура Двенадцатиколонного зала соответствует живописным шедеврам и, как оказалось, способствует созданию дуэтов. Картины «разговаривают» друг с другом и со зрителем.

Рубенс написал портрет мальчика из семейства Гонзаго, прибывший в наш город из Вены. Эрмитажная пара к нему - изображение камеристки инфанты Изабеллы. По предположениям некоторых исследователей, это дочь художника, которая умерла в двенадцатилетнем возрасте. Возможно, он пытался представить, какой она могла бы стать взрослой.

На первый взгляд, портреты похожи: погрудное изображение, высокие испанские воротники. Но можно заметить, что девушка написана тонкими, рассчитанными на взгляд с близкого расстояния мазками. Портрет мальчика - более крупными, яркими. Это фрагмент большого полотна, которое Рубенс создавал для семейства Гонзаго. Оно висело в церкви в Мантуе. Французы, завоевавшие город, устроили в церкви склад. Картина была сильно повреждена, ее разрезали на несколько кусков. Два остались в Италии, два попали в Париж, один - тот самый портрет мальчика - оказался в Вене. Мазки крупные, яркие потому, что на картину надо было смотреть с большого расстояния.

Можно сравнивать и другие работы одних и тех же или разных мастеров из двух музейных собраний, находить сходство и отличие. Допустим, пейзажи англичанина Томаса Гейнсборо и немца Якоба Хаккера демонстрируют разный подход к этому жанру. В первом случае это романтический взгляд на природу, во втором - композиция по строгим законам классицизма.

Центральное место на выставке по праву занимают парадные портреты императриц, сыгравших важную роль в истории обоих музеев, - Екатерины II и Марии Терезии. Австрийской императрице повезло, ей от предшественников достались в наследство хорошие коллекции. Ее российская коллега начинала с нуля, с покупки собрания прусского купца Иоганна Гоцковского, которое очень быстро увеличила.

Много общего в характере этих женщин. Обе правили долго, крепко держали в руках власть, были образованны, знали языки, отлично разбирались в политике, много времени уделяли науке и искусству. Оба портрета наполнены символикой.

Марию Терезию австрийский художник Антон фон Марон изобразил во вдовьем платье, которое она носила пятнадцать лет со дня смерти любимого супруга. Платье украшает крест ею же созданного ордена Марии Терезии.

Екатерину написал ее придворный художник - датский живописец Виргилиус Эриксен. С портрета смотрит приветливая, светская, знающая себе цену дама. А в зеркале отражается чеканный с волевым подбородком профиль. Понятно, что она держит в руках огромную державу и справляется с ней.

#выставка #Эрмитаж #картины #живопись

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6298) от 11.10.2018 под заголовком «Шедевры встали в пары».


Комментарии