Шедевры Вены и Петербурга встали в пары в Эрмитаже

У Эрмитажа и Художественно-исторического музея Вены много общего. Оба расположены в зданиях - памятниках архитектуры, в основе собраний личные коллекции монархов, во второй половине XIX века ставшие доступными публике, после Первой мировой войны переданные государству. Кроме того, между российским и австрийским музеями давно существует научный и культурный обмен.

Шедевры Вены и Петербурга встали в пары в Эрмитаже  | Картины вступают в диалог друг с другом и с посетителями выставки. ФОТО Михаила МЕТЦЕЛЯ/ТАСС

Картины вступают в диалог друг с другом и с посетителями выставки. ФОТО Михаила МЕТЦЕЛЯ/ТАСС

До середины января в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа представлен совместный проект «Имперские столицы: Санкт-Петербург - Вена. Шедевры музейных коллекций». Совсем недавно он был показан в австрийской столице, правда, под другим названием «Эрмитаж в гостях. Шедевры от Ботичелли до Ван Дейка». И в том и в другом случае ключевое слово - шедевры. В состав выставки вошли произведения Якопо Тинторетто, Сандро Ботичелли, Питера Пауля Рубенса, Ван Дейка, Франса Халса, Никола Пуссена и других знаменитых художников.

— Картины для выставки отбирали долго и тщательно. Переписывались с венскими коллегами, «торговались», потому что музеи редко дают на вывоз вещи, за которые переживают, - рассказывает куратор старший научный сотрудник Эрмитажа Мария Горлова. - После многомесячной переписки мы взяли четырнадцать вещей из венского музея и добавили столько же своих. По предложению Вены разместили их парами, для того чтобы можно было сравнивать по композиции, времени исполнения, стилистике.

Архитектура Двенадцатиколонного зала соответствует живописным шедеврам и, как оказалось, способствует созданию дуэтов. Картины «разговаривают» друг с другом и со зрителем.

Рубенс написал портрет мальчика из семейства Гонзаго, прибывший в наш город из Вены. Эрмитажная пара к нему - изображение камеристки инфанты Изабеллы. По предположениям некоторых исследователей, это дочь художника, которая умерла в двенадцатилетнем возрасте. Возможно, он пытался представить, какой она могла бы стать взрослой.

На первый взгляд, портреты похожи: погрудное изображение, высокие испанские воротники. Но можно заметить, что девушка написана тонкими, рассчитанными на взгляд с близкого расстояния мазками. Портрет мальчика - более крупными, яркими. Это фрагмент большого полотна, которое Рубенс создавал для семейства Гонзаго. Оно висело в церкви в Мантуе. Французы, завоевавшие город, устроили в церкви склад. Картина была сильно повреждена, ее разрезали на несколько кусков. Два остались в Италии, два попали в Париж, один - тот самый портрет мальчика - оказался в Вене. Мазки крупные, яркие потому, что на картину надо было смотреть с большого расстояния.

Можно сравнивать и другие работы одних и тех же или разных мастеров из двух музейных собраний, находить сходство и отличие. Допустим, пейзажи англичанина Томаса Гейнсборо и немца Якоба Хаккера демонстрируют разный подход к этому жанру. В первом случае это романтический взгляд на природу, во втором - композиция по строгим законам классицизма.

Центральное место на выставке по праву занимают парадные портреты императриц, сыгравших важную роль в истории обоих музеев, - Екатерины II и Марии Терезии. Австрийской императрице повезло, ей от предшественников достались в наследство хорошие коллекции. Ее российская коллега начинала с нуля, с покупки собрания прусского купца Иоганна Гоцковского, которое очень быстро увеличила.

Много общего в характере этих женщин. Обе правили долго, крепко держали в руках власть, были образованны, знали языки, отлично разбирались в политике, много времени уделяли науке и искусству. Оба портрета наполнены символикой.

Марию Терезию австрийский художник Антон фон Марон изобразил во вдовьем платье, которое она носила пятнадцать лет со дня смерти любимого супруга. Платье украшает крест ею же созданного ордена Марии Терезии.

Екатерину написал ее придворный художник - датский живописец Виргилиус Эриксен. С портрета смотрит приветливая, светская, знающая себе цену дама. А в зеркале отражается чеканный с волевым подбородком профиль. Понятно, что она держит в руках огромную державу и справляется с ней.

#выставка #Эрмитаж #картины #живопись

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6298) от 11.10.2018 под заголовком «Шедевры встали в пары».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.