Шарль Дютуа выступил в Большом зале Филармонии

Главный приглашенный дирижер заслуженного коллектива России швейцарец Шарль Дютуа выступил с вверенным ему оркестром в Большом зале Филармонии, представив русскую программу из сочинений Римского-Корсакова, Рахманинова и Стравинского.

Шарль Дютуа выступил в Большом зале Филармонии | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази его» – с этих симфонических «слов» стихиры, проводимых деревянными духовыми, началась увертюра «Светлый праздник» Николая Андреевича Римского-Корсакова. Слов в этом насквозь симфоническом произведении нет, но начальная тема вступления дословно воспроизводит обиходную первую фразу мелодии молитвы Животворящему Кресту Господню из псалмов Давида, которую читают в минуты страха и отчаяния.

Появление этой увертюры исследователи творчества композитора связывают с его деятельностью в Придворной певческой капелле. Но ее уникальность в русской музыкальной литературе заключается в том, что Римский-Корсаков первым создал симфонический аналог литургическому жанру, задействовав в нем сразу несколько обиходных песнопений Пасхальной заутрени. В своей музыкально-философской рефлексии православного богослужения он столкнул каноническое с неканоническим, с языческим ликованием этого праздника. Римский-Корсаков посвятил эту партитуру в 1888 году памяти своих соратников Мусоргского и Бородина, жизнь положивших на постижение загадочной русской души.

Шарль Дютуа, большой апологет русской литературы и музыки, выстроил драматургию звучания на контрасте-противоречии мистических глубин духа и плясках раскрепощенного тела. Он исполнил «Светлый праздник» как захватывающее действо с борьбой, противостоянием и победой, создав в воображении картины, где полем битвы была душа. 84-летний маэстро выплясывал за пультом, словно загодя готовясь к «Вытаптыванию земли» – одной из частей «Весны священной» Стравинского, которой завершит концерт. Восхищало его виртуозное владение формой, способность ловко и увлеченно управлять оркестровым потоком, грамотно расставляя акценты и нюансы.

Много ожиданий, как всегда, было от знаменитой «Рапсодии на темы Паганини» Рахманинова. В ней можно без труда узнать историю о художнике, продавшем душу дьяволу, расслышав сначала тему знаменитого каприса Никколо Паганини. Сакральное число вариаций рапсодии – двадцать четыре – отражает цикличность жизненного круга, даже одного дня, дающего человеку шанс на выполнение своей главной миссии человека и художника. С одной стороны, элементарная в своей мелоритмической формуле тема двадцать четвертого каприса Паганини, представляющая идею бесстрашного виртуозного творца, с другой – суровая тема средневековой секвенции Dies irae, означающая неизбежность финала. А между ними необъятное поле скоротечной, но полной красот и соблазнов жизни.

Эффектный облик высокого брюнета за дирижерским пультом рождал у слушателей театральные ассоциации, соединяя в себе сразу три ипостаси: романтического главного героя – скрипача-генуэзца, сводившего с ума современников своей дьявольски виртуозной игрой, его демонического антагониста, предложившего сделку, и некоего внеличностного начала, судящего с точки зрения вечности. Последнего было, пожалуй, в избытке, а потому музыкальная история пронеслась как-то слишком быстро, оставляя в тени под темными оркестровыми крылами пианиста Александра Гиндина. Даже медленные части рапсодии не получали должного времени на «остановись, мгновенье», безудержно несясь к последней части действа под названием «Жизнь».

Языческие пляски «Светлого праздника» откликнулись в «картинах языческой Руси» музыки балета «Весна священная», ведь Стравинский – ученик Римского-Корсакова. Взаимодействие оркестра и дирижера в музыке «Весны» достигло апогея, став кульминацией концерта. Группы оркестра щедро, с колоссальной самоотдачей отзывались на жесты дирижера, который так заботливо и рельефно высвечивал то деревянные, то медные духовые с их соло и ансамблевыми микстами, то ухающие струнные, упиваясь мастерством русских музыкантов. Становясь глиной в руках скульптора, красками в руках живописца, наконец, балетно-симфоническим телом в руках дирижера-хореографа, оркестр создавал поражающие воображение «картины языческой Руси», и завороженная публика получила возможность грезить о будущем этой большой и сложной земли.

#музыка #концерт #филармония

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (6904) от 15.04.2021 под заголовком «Откуда «Весна» в Филармонии».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?