Сергей Шелгунов: «Театр - важная часть жизни каждого человека»

16 марта в Театре юных зрителей имени А. А. Брянцева начался XXI Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов. В этом году жюри возглавил заслуженный артист России Сергей ШЕЛГУНОВ (он временно заменил на этом посту приболевшего Николая Иванова). Сергей Алексеевич служит в театре почти 45 лет и уверен, что театр - важная часть жизни каждого человека. Даже того, кто об этом не подозревает.

Сергей Шелгунов: «Театр - важная часть жизни каждого человека» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

- Сергей Алексеевич, почему вы стали артистом?

- Когда передо мной после школы встал выбор, «кем работать мне тогда, чем заниматься», я предполагал для себя возможным многое. Рассматривал какие-то технические специальности, педагогику, даже работу бармена, хотя барменов в нашей советской действительности не было... Теперь я понимаю, что выбирал профессии, в которых, как мне казалось, был возможен некий артистизм. Хотя до сих пор считаю, что это противоестественно - выходить на сцену и кривляться перед зрительным залом...

- Что такое артистизм? Как он проявляется вне сцены?

- У меня был такой случай - из Гамбурга мне надо было доехать до Франкфурта. Удалось найти попутчиков. Молодая пара, муж с женой, ехали с какой-то ярмарки, куда они возили свое домашнее вино. Дорога заняла пять часов. Я не владею английским языком. Так, чуть-чуть. Но пять часов я говорил с ними по-английски - об экологии, о Китае, войне между Ираном и Ираком... Может быть, с точки зрения грамматики я что-то не так спрягал, склонял и так далее. Однако нужные слова сами откуда-то всплывали. Когда мы доехали и я протянул им деньги, они отказались. Сказали: «Что вы?! С вами было так интересно разговаривать! Мы даже не заметили, как доехали».

Наверное, это связано с профессией, с артистизмом.

- Быть артистом трудно?

- Все зависит от твоего отношения к тому делу, которым ты занимаешься. Оно должно приносить радость, тогда все будет легко.

Был в моей биографии очень любопытный спектакль, который мы делали совместно со шведскими коллегами. Назывался он «Тяжелая трава». Главный герой, которым был я, попадает на небольшой островок в компанию людей, не совсем адекватных. И там косит траву и говорит, что она - тяжелая, на что его партнер отвечает - «какая ж она тяжелая, она легкая»...

Но быть артистом - это именно работа. Режиссер Владимир Туманов (когда-то мы с ним вместе учились, а недавно его не стало), начиная спектакль, на вопрос: «Что мы будем делать?» - всегда отвечал: «Косить траву». Такая у него была присказка. Я «косил» с ним два спектакля в нашем театре: «Учитель ритмики» и «Госпожа Странная Мысль».

- Вы - постоянный член жюри Брянцевского фестиваля. Как вы считаете, какова его сверхзадача? Поиск будущих талантов?

- Развитие творческих способностей. Мы поддерживаем театральные начинания, потому что в игре ребенок освобождается от комплексов, учится общению. Наши участники и даже победители необязательно станут артистами. Важно другое - у них складывается коллектив, возникают общие интересы, общая жизнь. Они делятся тем, что смотрят, читают, расширяют кругозор. Даже тому, у кого ничего не получается на сцене, это полезно. И я всегда им говорю - дело не в наградах. Знакомьтесь, общайтесь, напитывайтесь друг другом.

- Но все-таки всем хочется победить!

- У нас в театре был когда-то спектакль по пьесе Александра Кургатникова «В гостях у Донны Анны» - история об учительнице французского языка, к которой в гости приходят ее бывшие ученики (главную роль играла Антонина Шуранова, моя «театральная мама»). Так вот там есть мальчик-художник, которого не приняли в Академию художеств. И девочка спрашивает его: «Как же так?». А он объясняет, что это в физике, если ты правильно соединил провода, лампочка всегда горит. А в искусстве очень трудно что-то доказать. И «лампочка» может не загореться или загореться, но совсем другим светом. В искусстве, в театре нет победителей, призеров или проигравших. Все эти премии, оценки - они, конечно, приятны, но очень субъективны. Если вы занимаетесь актерством, театром, творчеством, вы уже выиграли - в этой жизни выиграли.

- А члены жюри что-то выигрывают?

- Безусловно. Я каждый раз жалею, что наши профессиональные режиссеры не приходят посмотреть, какой материал выбирают дети, какие неожиданные решения они предлагают. Там подчас есть чему учиться.

Эти детские коллективы в подавляющем большинстве небогатые организации. Когда-то Зиновий Корогодский нам говорил, что из одного полотенца можно сделать 40 головных уборов. Они так и поступают. Нет париков? Создают их из бумаги или поролона. И это задает новые условия игры, становится новым языком.

- В театре главное - фантазия?

- В театре важно все: художественное оформление, костюмы, звук, свет, пластика, музыкальное оформление... Очень важно слово. Мне кажется, успех любого спектакля в огромной мере зависит от материала. «Бешеные деньги» мы играем с 2003 года, уже 17 лет. Режиссер спектакля Александр Кузин, который не видел его после премьеры, недавно оказался здесь. И он подтвердил, что спектакль до сих пор живет. Я уверен, секрет в том, что это Островский, его блестящий текст, великолепный язык.

- Сегодня многие режиссеры предпочитают «синтетических актеров» - тех, кто умеет петь, танцевать...

- В драматическом театре не нужны балетные артисты. Замечательно, когда кто-то владеет голосом, телом. Но это не значит, что все мы должны петь и танцевать. Мы должны напевать и пританцовывать. Как сказал Сергей Юрский - птички тоже поют, но только человек владеет словом. Может донести мысль, одно и то же слово сказать по-разному.

- Чему учит детский театр своего зрителя?

- Театр не должен учить, воспитывать. Его задача - пробуждать человека. Мы должны произвести впечатление, потрясти душу. Для детей такие моменты особенно важны.

Есть гениальный рассказ у Глеба Успенского - «Выпрямила». Жалко, что у меня нет режиссерского дара. Я бы сделал работу по этому рассказу. Там описана судьба человека, которого «выпрямила» Венера Милосская. Она произвела на него такое впечатление, что он понял, почувствовал - жить надо по-другому. И наше искусство, театр тоже может переменить, выпрямить зрителя.

#театр #фестиваль #ТЮЗ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (6447) от 19.03.2020 под заголовком «Детский театр. Условия игры».


Комментарии