Серебрякова из закулисья. KGallery открыла сезон выставкой живописи и графики

KGallery открыла сезон выставкой живописи и графики Зинаиды Серебряковой (1884 - 1967) из частных собраний нашего города и собственной коллекции.

Серебрякова из закулисья. KGallery открыла сезон выставкой живописи и графики | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Одна из немногих женщин-художниц, входивших в объединение «Мир искусства», Серебрякова участвовала в выставках в России, Европе и Америке. И сегодня крупнейшие музеи страны демонстрируют ее работы. Монографический показ устраивала Третьяковская галерея; Русский музей демонстрировал картины художницы в Ярославле и Республике Татарстан.

Особенность нынешней выставки в том, что она представляет неизвестные широкой публике работы художницы.

Выставка объединила больше семи десятков произведений в разных техниках: живопись, пастель, темпера, акварель, рисунки карандашом, этюды. Вместе они отражают творчество Серебряковой на разных этапах и демонстрируют талант, проявившийся во всех жанрах, в которых она работала: пейзаж и бытовые сцены, портреты и автопортреты, ню.

Логическое начало показа - стена с жизнеописанием художницы от рождения в имении «Нескучное» под Харьковом до смерти в Париже. Здесь все по годам: учеба, замужество, рождение детей, выставка «Мира искусства», отъезд во Францию... Сухие цифры и факты биографии иллюстрируются семейными фотографиями.

На двух этажах галереи произведения сгруппированы тематически, их сопровождают отрывки из воспоминаний Серебряковой, ее близких, современников. Они создают атмосферу ушедшего времени, обращают внимание на детали.

Не часто можно видеть работы мастера, выполненные на лицевой и изнаночной стороне листа. Серебрякова предпочитала очень качественную бумагу. Случалось, она использовала оборотную сторону уже готовых пастелей, рисунков и акварелей: этюд к картине «Беление холста», автопортрет с детьми, наброски к картине «Купание».

Серебрякова создала особый жанр портретов. На них модели не позируют, а живут своей жизнью. Представлены мастерски исполненные по технике и лиричные по настроению портреты детей, членов семьи, частных лиц. Дивный «Портрет Мариэтты Франгопуло», запоминающиеся автопортреты.

Отдельная серия - жизнь балета, точнее, балерин. Дочь художницы занималась балетом. Серебрякова получила разрешение бывать за кулисами Мариинского театра, появлялась на репетициях, в грим-уборных, делала наброски артисток, дружила со многими. Так родилась композиция на тему одевающихся танцовщиц и серия их портретов.

Очень важная для Серебряковой тема - крестьянская жизнь, которая волновала и восхищала ее своей живописностью. Этюды на крестьянские темы созданы в 1900 - 1910-х годах в усадьбе «Нескучное». В их числе «Зимний пейзаж», «Голова крестьянской девушки», «Крестьянка (портрет няни)», «Дуняшка». Демонстрируются карандашные наброски и рисунки темперой 1910-х годов к знаменитой картине «Беление холста», хранящейся в Третьяковской галерее, монументальное полотно «Спящая крестьянка».

Внимания заслуживает редкий рисунок из итальянского путешествия Серебряковой 1902 - 1903 года «Пейзаж. Капри».

О марокканских этюдах Александр Бенуа напишет, что они, созданные в течение шести недель, всех поразили. И только автору было известно, как эта коллекция рождалась. «Я уже две недели здесь, но не могу сообразить, что рисовать».

#выставка #живопись #галерея #художники #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (6529) от 20.09.2019 под заголовком «Серебрякова из закулисья».


Комментарии