Серебрякова из закулисья. KGallery открыла сезон выставкой живописи и графики

KGallery открыла сезон выставкой живописи и графики Зинаиды Серебряковой (1884 - 1967) из частных собраний нашего города и собственной коллекции.

Серебрякова из закулисья. KGallery открыла сезон выставкой живописи и графики | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Одна из немногих женщин-художниц, входивших в объединение «Мир искусства», Серебрякова участвовала в выставках в России, Европе и Америке. И сегодня крупнейшие музеи страны демонстрируют ее работы. Монографический показ устраивала Третьяковская галерея; Русский музей демонстрировал картины художницы в Ярославле и Республике Татарстан.

Особенность нынешней выставки в том, что она представляет неизвестные широкой публике работы художницы.

Выставка объединила больше семи десятков произведений в разных техниках: живопись, пастель, темпера, акварель, рисунки карандашом, этюды. Вместе они отражают творчество Серебряковой на разных этапах и демонстрируют талант, проявившийся во всех жанрах, в которых она работала: пейзаж и бытовые сцены, портреты и автопортреты, ню.

Логическое начало показа - стена с жизнеописанием художницы от рождения в имении «Нескучное» под Харьковом до смерти в Париже. Здесь все по годам: учеба, замужество, рождение детей, выставка «Мира искусства», отъезд во Францию... Сухие цифры и факты биографии иллюстрируются семейными фотографиями.

На двух этажах галереи произведения сгруппированы тематически, их сопровождают отрывки из воспоминаний Серебряковой, ее близких, современников. Они создают атмосферу ушедшего времени, обращают внимание на детали.

Не часто можно видеть работы мастера, выполненные на лицевой и изнаночной стороне листа. Серебрякова предпочитала очень качественную бумагу. Случалось, она использовала оборотную сторону уже готовых пастелей, рисунков и акварелей: этюд к картине «Беление холста», автопортрет с детьми, наброски к картине «Купание».

Серебрякова создала особый жанр портретов. На них модели не позируют, а живут своей жизнью. Представлены мастерски исполненные по технике и лиричные по настроению портреты детей, членов семьи, частных лиц. Дивный «Портрет Мариэтты Франгопуло», запоминающиеся автопортреты.

Отдельная серия - жизнь балета, точнее, балерин. Дочь художницы занималась балетом. Серебрякова получила разрешение бывать за кулисами Мариинского театра, появлялась на репетициях, в грим-уборных, делала наброски артисток, дружила со многими. Так родилась композиция на тему одевающихся танцовщиц и серия их портретов.

Очень важная для Серебряковой тема - крестьянская жизнь, которая волновала и восхищала ее своей живописностью. Этюды на крестьянские темы созданы в 1900 - 1910-х годах в усадьбе «Нескучное». В их числе «Зимний пейзаж», «Голова крестьянской девушки», «Крестьянка (портрет няни)», «Дуняшка». Демонстрируются карандашные наброски и рисунки темперой 1910-х годов к знаменитой картине «Беление холста», хранящейся в Третьяковской галерее, монументальное полотно «Спящая крестьянка».

Внимания заслуживает редкий рисунок из итальянского путешествия Серебряковой 1902 - 1903 года «Пейзаж. Капри».

О марокканских этюдах Александр Бенуа напишет, что они, созданные в течение шести недель, всех поразили. И только автору было известно, как эта коллекция рождалась. «Я уже две недели здесь, но не могу сообразить, что рисовать».

#выставка #живопись #галерея #художники #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (6529) от 20.09.2019 под заголовком «Серебрякова из закулисья».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?